Общие вводные о компании
В последний раз я разбирал бизнес VK еще в конце прошлого года – этот анализ можно найти здесь по ссылкам: часть 1, часть 2, часть 3. Тогда я решил не покупать акции, несмотря на то, что формально VK стоил очень дешево, так как у компании было приличное количество рисков и неопределенности. За это время ситуация в бизнесе сильно изменилась:
- VK договорился купить у Яндекса Дзен и Новости. О сделке объявили еще в апреле, но пока она не закрыта и условия не известны. Ходят слухи, что Дзен могут обменять на Delivery Club.
- В России запретили и заблокировали Facebook и Instagram, а также заблокировали Twitter. Фактически VK стал монополистом на рынке классических социальных сетей. Конкуренция осталась только косвенная в виде YouTube (который отключил рекламу в России) и Telegram (где рекламы на уровне платформы почти нет).
- VK и Сбер отказались от развития Ситимобила – сначала решили его вообще закрыть, но в последний момент в мае продали владельцу локального оператора Таксовичкофф.
- Владелец Avito (холдинг Prosus) хочет продать компанию, VK хочет купить Avito, но Prosus не хочет продавать его VK 🙂 Если сделка все-таки случится, особенно с большим дисконтом к условно справедливой стоимости Авито, это будет конечно большим плюсом для VK.
- Как и у Яндекса с Ozon, у VK есть конвертируемые облигации на $400 млн, судьба которых пока до конца непонятна. В июле компания выкупила часть облигаций, которые находились в рамках российской инфраструктуры и планирует продолжать это делать. Судьба зарубежных держателей облигаций пока неизвестна.
- В целом ситуация выглядит так, что новый менеджмент и акционеры решили сделать основной фокус на развитие VK (соц. сети) и сервисов вокруг него, а также онлайн образования и возможно других цифровых сервисов. А оставшиеся оффлайн бизнесы вроде доставки еды, e-commerce, e-grocery и т.д. не вписываются в стратегию холдинга и с высокой вероятностью в какой-то момент будут проданы или даже закрыты.
Отчет Q2 2022
Теперь к отчету. Если посмотреть на summary, то сразу видно, что дела у VK далеко не так хорошо, как у Яндекса (разбирал отчет здесь).
![Анализ VK - отчет Q2 2022](https://longterminvestments.ru/wp-content/uploads/2022/08/image-59-800x482.png)
Если посмотреть детальнее, то у VK в Q2 хорошо выросли рекламные (+28% YoY). Это чуть хуже, чем выручка поиска Яндекса (+31% YoY), но лучше, чем все рекламные доходы Яндекса (+22% YoY). Остальные же части бизнеса чувствуют себя не лучшим образом.
![Анализ VK - отчет Q2 2022](https://longterminvestments.ru/wp-content/uploads/2022/08/image-60-800x459.png)
EBITDA в абсолютном и относительном выражении чуть лучше, чем в Q1, но все еще намного хуже, чем в прошлом году (опять-таки, в отличие от Яндекса).
![Анализ VK - отчет Q2 2022](https://longterminvestments.ru/wp-content/uploads/2022/08/image-61-800x408.png)
Выручка сегмента соц. сетей выросла на 22%, но частично рост обусловлен изменением структуры бизнеса – сюда добавили системы рекомендаций Pulse и Relap. Маржинальность немного подросла.
![Анализ VK - отчет Q2 2022](https://longterminvestments.ru/wp-content/uploads/2022/08/image-62-800x419.png)
Сегмент игр, наоборот, сильно пострадал, как из-за укрепления рубля (выручка в основном валютная), так и из-за общих проблем в бизнесе.
![Анализ VK - отчет Q2 2022](https://longterminvestments.ru/wp-content/uploads/2022/08/image-63-800x421.png)
В Edtech минимальный рост выручки и снижение убытков, как говорится, not great, not terrible.
![Анализ VK - отчет Q2 2022](https://longterminvestments.ru/wp-content/uploads/2022/08/image-64-800x429.png)
В остальных сегментах бизнеса спад выручки и сильный рост убытков. Сюда входит Юла, B2B бизнесы (Cloud и не только), новые продукты на базе VK (Clips, Pay), и RuStore. B2B бизнесы показывают хорошую динамику (+43% YoY, в том числе х2 рост Cloud). Но в целом убытки большие для масштаба бизнеса VK – сожгли половину EBITDA соц. сетей.
![Анализ VK - отчет Q2 2022](https://longterminvestments.ru/wp-content/uploads/2022/08/image-65-800x422.png)
Интересно то, что VK фактически перестал раскрывать информацию о своих СП, кроме общего убытка на его долю в финансовой отчетности. Минус от доли в O2O JV (сейчас это в основном Delivery Club и Самокат) составил 2.6 млрд рублей, минус от доли в Aliexpress – 1.6 млрд рублей, но интересно, убыток то Aliexpress не включается основную отчетность. Возможно это связано с тем, что в прошлом квартале VK списал в 0 свою долю в СП, но в любом случае достаточно странный подход.
![Анализ VK - отчет Q2 2022](https://longterminvestments.ru/wp-content/uploads/2022/08/image-66-800x426.png)
![Анализ VK - отчет Q2 2022](https://longterminvestments.ru/wp-content/uploads/2022/08/image-67-800x167.png)
![Анализ VK - отчет Q2 2022](https://longterminvestments.ru/wp-content/uploads/2022/08/image-68-800x341.png)
В целом ключевой рекламный бизнес VK показал неплохую динамику на фоне ухода зарубежных конкурентов с рынка, но показатели компании в целом сложно назвать хорошими. На контрасте отчетов Яндекса и VK хорошо видна разница в качестве бизнеса и менеджмента двух компаний (не в пользу VK). Рынок тоже не оценил отчет компании – акции упали сегодня на 12%. Правда перед этим котировки значительно выросли, поэтому сегодняшнее падение просто отыграло рост последних нескольких дней. От минимумов в июне акции VK выросли на 50%+, но до этого акции сильно падали. В конце марта после открытия торгов котировки сильно выросли на ожиданиях, что компания станет одним из бенефициаров новых реалий на российском рынке, но на финансовых показателях это пока не отражается.
![Анализ VK - отчет Q2 2022](https://longterminvestments.ru/wp-content/uploads/2022/08/image-71-800x437.png)
Интересный момент, что сейчас VK стоит примерно в 6 раз дешевле, чем Яндекс, и Adjusted EBITDA компаний в Q2’22 тоже отличается примерно в 6 раз. Причем у VK еще и значительный долг, в отличие от Яндекса, у которого Net Cash. В результате, если экстраполировать данные за второй квартал, получится, что VK стоит дороже Яндекса, хотя исторически ситуация всегда была обратной. Такое сравнение, конечно, не в пользу VK.
Текущее мнение о перспективах компании и ее акциях доступно для подписчиков
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: