Анализ Яндекс – февраль 2023

Примерное время чтения: 7 мин

Предыдущий обзор Яндекса делал в ноябре. Можно сразу сказать, что сейчас ключевой драйвер, который будет определять стоимость компании – новости о реорганизации бизнеса, а не ее финансовые показатели. Тем не менее коротко рассмотрим отчет, чтобы понять, как себя чувствуют разные сегменты Яндекса и какие у них перспективы в текущих реалиях.

Отчет за 2022 год

Яндекс по традиции публикуют три документа – презентацию, письмо инвесторам и пресс-релиз. Звонки с инвесторами компания сейчас не проводит, а жаль – было бы интересно послушать дополнительные детали про бизнес и ситуацию в компании от менеджмента.

Для начала общая картина – бизнес Яндекса продолжает расти быстрыми темпами, почти на 50% YoY в последние кварталы. При этом маржинальность сильное варьируется:

  • в 2021 году она сильно снизилась на фоне инвестиций в Маркет и другие убыточные сегменты бизнеса
  • в Q1’22 упала еще сильнее из-за разовых расходов на фоне возникшей неопределенности
  • в Q2’22 резко выросла – Яндекс временно перешел в режим экономии и сократил расходы, показав, что компания при желании может стать весьма прибыльной за очень короткий срок
  • В Q3-Q4 компания снова начала более активно инвестировать в рост и маржинальность опять пошла на спад, хотя внутри сегментов динамика отличается – посмотрим ниже
Анализ Яндекс – февраль 2023
Анализ Яндекс – февраль 2023

Ключевой для компании рекламный бизнес Поиска чувствует себя хорошо – рекордная выручка и EBITDA. Несмотря на снижение рекламного рынка в целом (по разным оценкам вся реклама в России снизилась на 12-25%, а онлайн сегмент на 15-40%), Яндекс получил большой приток спроса из-за ухода рекламного бизнеса Google из России (сам поисковик работает). В результате у Поиска рекордные за последние годы темпы роста выручки почти на 50% YoY в Q3-Q4 и на 38% по итогам всего 2022 года с маржинальностью по EBITDA выше 50%. В прошлом отчете Яндекс писал про риски, связанные с отказом от главной страницы yandex.ru, но судя по всему эффект оказался не очень большим. Темпы роста Поиска явно замедлятся в следующем годы, но на фоне ухода Google компания стала почти монополистом в самом большом и маржинальном сегменте рынка онлайн рекламы, который вполне может расти двузначными темпами еще достаточно долго.

Анализ Яндекс – февраль 2023

Второй по значимости (и уже первый по выручке) сегмент бизнеса – сборная солянка из оффлайн бизнесов, куда входят Такси, Драйв, Маркет, Лавка, Еда, с недавнего времени Delivery Club, Доставка и другие небольшие бизнесы. Этот сегмент пока убыточен, но основной минус генерирует Маркет и видимо теперь Delivery Club, Такси уже давно хорошо зарабатывает, а остальные сегменты либо где-то в районе безубытка, либо их убытки не очень большие в абсолютном выражении.

Анализ Яндекс – февраль 2023

Такси растет на 25-30% YoY, при этом в России компания уже почти монополист, особенно в крупных городах, и близка к насыщению, но в СНГ все еще достаточно быстрый рост, а в странах дальнего зарубежья поездки выросли в 3.3 раза YoY (в первую очередь за счет Африки, на которую сейчас делают значительную ставку). За пределами России сейчас 30% поездок Такси, но в GMV, выручке и особенно EBITDA доля зарубежных рынков, конечно, ниже.

Немного про личный опыт использования Такси зарубежом – в Белграде летом Яндекс работал ужасно (как и другие сервисы), свободных машин большую часть времени вообще не было. Условно, если пошел в пятницу вечером в бар, можно было потратить пол часа или час просто пытаясь вызвать машину до дома одновременно во всех доступных приложениях. Но за последние месяцы ситуация сильно улучшилась и даже появилось динамическое ценообразование, которого раньше не было, видимо из-за локального регулирования. Теперь машины обычно приезжают в пределах 5 минут, и хотя тут всего один класс машин и до уровня сервиса в Москве еще далеко (по сути тут только аналог эконома, где иногда может приехать прокуренная старая машина), комфорт жизни в городе реально повышается, когда сервис просто начинает стабильно работать.

Анализ Яндекс – февраль 2023

В Екоме Яндекс судя по росту убытков снова начал более активно инвестировать в Маркет. Из позитивного – темпы YoY роста GMV и выручки выросли и значительно быстрее роста рынка онлайн-торговли (на 30% в 2022 году), особенно заметен рост комиссионной выручки, которая почти удвоилась за квартал и в Q4 была равна значению за весь 2021 год. Из негативного – Маркет все еще растет медленнее Wildberries, который снова удвоился (рост на 98% за 2022 год) и его GMV в 5+ раз больше, чем у Яндекса. Пока не очень понятно, как Яндекс сможет догнать лидера, так как отрыв уже очень большой, а рынок не резиновый и уже на треть захвачен WB, который пока не планирует сдавать позиции, и еще есть Ozon, который также значительно больше Яндекса.

Анализ Яндекс – февраль 2023

Наконец в Other O2O, куда входят в первую очередь Еда, Delivery и Доставка, в целом все хорошо – Яндекс с отрывом крупнейший игрок на рынке, но еще может растить бизнес как за счет увеличения рынка доставки в целом, так и отъедания доли у игроков с собственной доставкой. Думаю в этом сегменте выход в прибыль – вопрос времени.

Анализ Яндекс – февраль 2023

Плюс и сервисы, связанные с онлайн развлечениями (Кинопоиск, Музыка и т.д.) показывают отличную динамику – быстрый рост подписчиков и выручки на фоне значительного снижения убытков. Такими темпами “Плюс” может выйти в плюс в P&L уже в следующем году.

Анализ Яндекс – февраль 2023

Из прочего – Classifieds резко увеличили темпы роста, но пока без роста прибыли (возможно инвестируют в новые направления вроде Путешествий на фоне ухода из России Booking и Airbnb), Девайсы и Cloud растут еще быстрее, но весь сегмент Other BU пока несет значительные убытки. Правда туда перенесли часть общекорпоративных расходов, так что это ожидаемая ситуация.

Анализ Яндекс – февраль 2023
Анализ Яндекс – февраль 2023

По итогам года Яндекс формально показал рекордную прибыль, но это эффект от бумажных переоценок, в первую очередь при продаже VK Дзена и Новостей. На операционном уровне у Яндекса слегка положительная прибыль, а FCF даже в небольшом минусе (без учета изменений оборотного капитала в символическом плюсе). Но как уже писал много раз ранее, консолидированная прибыль не дает полную картину – нужно смотреть на разные сегменты по отдельности, Поиск и Такси зарабатывают на двоих вероятно около 140-150 млрд рублей в год и их показатели растут, что при текущей оценке компании даст EV/EBITDA* < 5, даже если считать, что все остальное стоит 0.

Анализ Яндекс – февраль 2023
Анализ Яндекс – февраль 2023

В общем, фундаментально Яндекс стоит дешево, и если бы такая оценка с такими показателями были год назад, это была бы очень простая идея для покупки. Но как написал в начале поста и говорил ранее, сейчас для компании намного большее значение имеют корпоративные новости, чем финансовые показатели.

Последние новости

Про реструктуризацию с ее возможными вариантами подробно писал в прошлом посте, в этом отчете Яндекс ограничился общими словами, что процесс идет, без каких-либо деталей, поэтому не будем подробно останавливаться. Были недавно еще пара новостей, о которых коротко напишу.

Во-первых, в конце января был слив большого фрагмента кода разных сервисов. Подробности можно почитать, например, здесь, но в целом это скорее повод для шуток про то, как разработчики в компании называют внутренние сервисы неприличными словами, чем какой-то реальный риск для бизнеса. Особенно с учетом того, что акции уже не торгуются на Nasdaq, где инвесторы могли намного более остро отреагировать на “расизм” в исходном коде сервисов Яндекса.

Вторая новость намного более интересная – по слухам Яндекс договорился о выкупе 29% доли Uber в Такси за $925 млн. Это вдвое меньше, чем оценка, которую предполагала предыдущая сделка с Uber, но в текущих реалиях оценка бизнеса Такси в $3+ млрд в любом случае выглядит очень благоприятной для американской компании. По слухам такая оценка образовалась, так как на долю Uber в Такси также претендовал фонд Ивана Таврина Kismet Capital, что привело к повышению оценки из-за конкуренции. Ранее Иван Таврин через Kismet уже купил Авито за 150 млрд рублей – интересно конечно, кто помогает финансировать дорогие реализованные и потенциальные покупки Kismet кроме самого Таврина, у которого вряд ли есть такой объем капитала. Возможно Алишер Усманов, с которым они работали в МегаФоне, но это догадки.

Если посмотреть на P&L Яндекса, то можно заметить, что в 2022 году $116 млн прибыли пришлось на noncontrolling interest, и как минимум большая часть этой суммы (а может и вся или даже больше) это прибыль на 29% долю Uber в Такси. Если предположить, что Такси на долю Uber заработал $116 млн при оценке доли в $925 млн, получится P/E = 8. Раньше бизнес Такси стоил бы значительно дороже, но в текущей ситуации оценка в целом выглядит адекватно. Кэша на балансе Яндекса как раз чуть больше, чем потенциальная сумма покупки, и при необходимости компания вероятно сможет занять нужную сумму в российских банках.

Анализ Яндекс – февраль 2023

Выводы и мнение о компании

Мне по-прежнему нравится Яндекс как бизнес, и нравится его формальная текущая оценка. Но с учетом неопределенности вокруг реструктуризации компании пока не планирую покупать ее акции, и в целом я настроен достаточно пессимистично относительно перспектив российского рынка в обозримом будущем, о чем писал в стратегии в начале года.

Если принять предпосылку, что реструктуризация произойдет благоприятным для миноритарных акционеров образом (без размытия доли и т.д.) и на выходе “российский” Яндекс будет торговаться без рисков зарубежной инфраструктуры, и в экономике в России все будет ок, то акции компании стоят дешево даже на ММВБ, а уж тем более в Евроклире, где по словам знакомых их предлагают с дисконтом 50%+ в текущей рыночной цене. Но в Евроклир я пока не суюсь, так как не хочу морозить капитал на неопределенный срок, а по оценке на Мосбирже пока многовато неопределенности. Так что как всегда с интересом наблюдаю за ситуацией в компании, но со стороны.

Просмотр и написание комментариев доступны после бесплатной регистрации на сайте.

Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить о ней.

Представленная информация носит исключительно информационный характер и не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Long Term Investments не осуществляет деятельность по инвестиционному консультированию и не является инвестиционным советником. Отказ от ответственности.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: