Анализ Whoosh перед возможным IPO

Примерное время чтения: 17 мин

Потенциальное IPO Whoosh

В последнее время выходит много новостей про Whoosh – сервис кикшеринга или аренды электросамокатов, который вероятно планирует провести IPO на Мосбирже в ближайшее время (акции WUSH скоро появятся на Мосбирже, по текущей информации торги могут начаться в середине декабря). В условиях текущей специфики российского фондового рынка, на котором почти полностью отсутствуют иностранные инвесторы и очень ограниченно присутствуют институциональные, основной потенциальный спрос будет исходить со стороны локальных розничных инвесторов. Соответственно, вместо классического роадшоу с инвестиционными банками теперь менеджмент компаний проводит стримы и вебинары, где рассказывают про бизнес на широкую аудиторию. У Whoosh их было как минимум два за последнее время – можно посмотреть здесь и здесь.

С точки зрения рядовых инвесторов это скорее даже хорошо, так как выходящие на рынок компании теперь “ближе к народу” и информацию о них можно послушать из первых уст и иногда даже задать вопросы. Но есть и обратная сторона – перед любым IPO менеджмент компании тщательно выверяет историю, которую рассказывает, чтобы заинтересовать потенциальных инвесторов. Хороший питч про бизнес в России – это в целом пока достаточно редкое явление, поэтому он может звучать очень убедительно для неподготовленного слушателя, не погруженного в особенности индустрии.

Так получилось, что я немного знаком с рынком самокатов, так как в свое время анализировал его в Яндексе (как раз перед тем, как компания решила запустить свой сервис). Так что постараюсь немного подробнее рассказать про особенности индустрии и отдельных компаний (на основе публично доступной информации, которой в целом вполне достаточно), чтобы после прочтения можно было составить более полную картину о секторе в целом и Whoosh в частности.

История развития рынка кикшеринга в мире

Для начала небольшая историческая вводная, как развивался рынок кикшеринга в мире. Если эта часть не особо интересна, можете ее пропустить и сразу перейти к описанию российского рынка и бизнеса Whoosh ниже.

Аренда электросамокатов относится к micromobility – сегменту рынка, в котором пользователь перемещается на короткие расстояния без автомобиля, как правило с помощью велосипеда, самоката или другого подобного транспортного средства. Этот рынок достаточно давно постепенно формировался и развивался во многих странах, но не был никому особо интересен до 2017 года (кроме Китая, где была своя специфика, к нему вернусь чуть позже).

Затем появились первые компании вроде Bird, которые перевернули рынок примерно так же, как в свое время сделал Uber с такси. Они сделали удобный сервис, через который в приложении можно найти ближайший самокат, доехать на нем в любую точку города и оставить там. Дальше начался взрывной рост индустрии в США, Европе и многих других странах мира, который длился до 2020 года – каждый месяц запускались новые компании, в которые очень охотно вкладывались венчурные инвесторы. Улицы большинства мегаполисов мира быстро наполнились разноцветными самокатами различных сервисов. Я сходу нашел график micromobility поездок только до 2019 года, но по нему в целом все видно.

Анализ Whoosh перед возможным IPO

Чтобы представить масштаб и скорость развития событий того времени – в июне 2017 года Bird поднял первый seed-раунд инвестиций в размере $3 млн. Сервис начал работу в сентябре 2017 года, а за следующие 9 месяцев у компании было еще три раунда венчурного финансирования (обычно стартапы привлекают инвестиции раз в 1-2 года). Спустя ровно год после первого раунда Bird привлек в сумме $300 млн инвестиций от топовых инвесторов включая Sequoia, и стал одним из самых молодых “единорогов” в истории – оценка компании превысила миллиард долларов.

Анализ Whoosh перед возможным IPO

Инвесторы конечно не просто так вкладывались в кикшеринг стартапы – такие компании росли безумными темпами. Например, выручка Bird в первые несколько лет с момента основания опережала динамику лидеров рынка во всех возможных сферах, включая Google, Uber, DoorDash и т.д. Но как вскоре стало понятно – быстрый рост выручки далеко не всегда приводит к успешному бизнесу.

Анализ Whoosh перед возможным IPO

Вскоре у многих игроков в индустрии начались первые сложности. Во-первых, в первое время компании использовали в основном обычные электросамокаты, которые можно было купить в магазине. Они быстро ломались и выходили из строя, из-за чего компании не успевали окупить их работу. Операционно подобным бизнесом тоже сначала никто не умел эффективно управлять, самокаты часто воровали, логистика по их сбору и зарядке была плохо выстроена, самокаты часто простаивали без дела и т.д. Со временем, конечно, крупные компании наладили эффективное производство более долговечных самокатов и улучшили операции, но фактически все игроки на рынке все равно были глубоко убыточными даже на уровне юнит-экономики, если учитывать реальный износ самокатов.

Анализ Whoosh перед возможным IPO

Во-вторых, из-за хайпа возникла огромная конкуренция, улицы многих городов были буквально завалены самокатами. К тому же начали достаточно часто происходить аварийные ситуации из-за людей на самокатах, для многих из которых такой транспорт был в новинку. Власти многих городов начали ограничивать или даже полностью запрещать сервисы кикшеринга, нанося еще один удар по экономике компаний, инвестировавших много денег в парк скутеров и построение локальных операций в каждом городе. В итоге после короткого периода “Дикого Запада” большинство городов пришло к модели, в которой лицензию на работу в городе получает ограниченное количество компаний, зачастую с фиксированным максимальным количеством разрешенных самокатов, ограничениями по скорости, иногда требованием кататься в шлеме и т.д. Это, с одной стороны, позволило убрать излишнюю конкуренцию, но с другой далеко не все компании получили заведомые лицензии и смогли продолжить работу.

Затем в 2020 году случился ковид и локдауны сильно подкосили индустрию – если все сидят дома и максимум выходят до ближайшего магазина или прогуляться с собакой, никто кикшерингом пользоваться не будет. Хотя ограничения постепенно сняли, многие компании не пережили этот период – кто-то ушел с рынка, кто-то объединился с другими игроками или влился в бизнес крупных игроков на рынке mobility вроде Uber и Lyft. И хотя электросамокаты по-прежнему широко представлены на улицах многих крупных городов по всему миру, хайп вокруг них уже давно прошел и они снова стали небольшим нишевым рынком, не привлекающим большого внимания.

Явных глобальных или региональных лидеров по аналогии с такси на этом рынке не возникло, а сами операторы такси вроде Uber, Lyft и Bolt стали заметными игроками в кикшеринге, поглотив локальных игроков или развивая подобный сервис самостоятельно. Остались и независимые игроки вроде европейских Tier и Voi и американских Lime и Bird (про который писал выше – он даже добрался до статуса публичной компании). Правда у того же Bird нельзя сказать, что дела у него идут сейчас хорошо – к этому вернемся чуть позже. В целом большинство инвесторов в индустрию кикшеринга зарубежом, кроме тех, кто успел вложиться на самых ранних этапах, в основном потеряли деньги. Но в России ситуация на рынке кикшеринга достаточно сильно отличается, поэтому прямые параллели проводить не стоит.

Короткое отступление про Китай – в отличие от большинства стран, там электросамокаты не завоевали особой популярности. Но в стране был другой бум, который начался даже на пару лет раньше и был еще более масштабным – прокат обычных велосипедов по той же модели через мобильное приложение. Китайские стартапы привлекали миллиарды долларов инвестиций, а улицы большинства городов были завалены разноцветными велосипедами. Я как раз был в Шанхае на конференции в 2016 году, где иногда было сложно пройти по улице из-за того, что везде были разбросаны разноцветные велосипеды, а китайцы вдохновленно рассказывали, что скоро на велосипедах вообще можно будет кататься бесплатно, а бизнес будет окупаться за счет сбора и продажи Big Data.

Анализ Whoosh перед возможным IPO

Как несложно догадаться, судьба у большинства сервисов была печальной в условиях безумной конкуренции – они обанкротились, а на свалках на окраинах городов оказались миллионы никому не нужных велосипедов. В итоге сейчас осталось всего три игрока, принадлежащие крупным корпорациям или аффилированным с ними – Meituan (местный аналог Яндекс Еды/Delivery Club), Didi (местный аналог Яндекс.Такси) и Hello bike (в него инвестировала много денег Alibaba, которая давно воюет с Meituan). Почитать про историю индустрии проката велосипедов в Китае можно здесь и здесь.

Рынок кикшеринга в России

Российский рынок аренды электросамокатов развивался не так, как в США или Европе. В России никогда не было особо развитой венчурной индустрии, поэтому при появлении первых компаний в 2018-2019 году никто не спешил сразу заливать их деньгами, чтобы быстро вырастить “единорога”, большие игроки вроде Яндекса тоже относились к рынку скептически. А без привлечения капитала развивать кикшеринг сложно – это не IT-стартап, на закупку парка самокатов нужны деньги. Поэтому в то время как крупные мегаполисы во многих странах мира были буквально завалены электросамокатами, в Москве и других крупных российских городах они наоборот были в дефиците и спрос превышал предложение.

В результате сложилась интересная ситуация – в то время как зарубежные стартапы вроде Bird жгли деньги огромными темпами, пытаясь захватить рынок, в России компании сразу могли работать с хорошей прибылью при грамотно выстроенных операциях. Из-за дефицита предложения утилизация самокатов была высокой, цена поездки также была одной из самых высоких в мире с поправкой на уровень доходов населения. К тому же к 2019 году зарубежные сервисы уже набили первые шишки, поэтому можно было избежать ошибок вроде покупки обычных потребительских электросамокатов, которые быстро ломаются и использовать наработанный опыт других компаний, чтобы сразу заказать у поставщиков более долговечные и подходящие для кикшеринга самокаты.

Можно сравнить финансовые показатели Whoosh, который в первый же год работы заработал прибыль с отличной рентабельностью и Bird, который в первое время работал с маржой -350% на уровне поездки, даже без учета фиксированных издержек. И это с учетом того, что в России сезон для работы сервиса длится всего около полугода (кроме Сочи, где можно в целом можно работать зимой), в то время как в США в Калифорнии, Флориде и некоторых других штатах можно кататься на самокатах круглый год.

Анализ Whoosh перед возможным IPO
Анализ Whoosh перед возможным IPO

Если интересно узнать подробнее про историю развития рынка кикшеринга в России, можно почитать здесь и посмотреть эту презентацию – данные от Трушеринг, самого известного тематического ресурса. Ключевые цифры по рынку за 2021 год на слайде ниже, хотя объем рынка может быть немного завышен – Whoosh его оценивает в 9 млрд рублей на основе отчета Б1 (бывший EY, сам отчет сходу не нашел).

Анализ Whoosh перед возможным IPO

По итогам 2021 года Whoosh был явным лидером рынка с долей 40%+. На втором месте был Urent, у которого выручка была примерно вдвое меньше. На двоих они занимали где-то 2/3 рынка, а далее был длинный хвост из ~50 небольших компаний, которые работают в основном в одном или нескольких городах. В 2021 году на рынок кикшеринга также вышел Яндекс, но только ближе к концу сезона и с небольшим количеством самокатов, чтобы обкатать процессы – полноценный запуск состоялся в 2022 году.

Анализ Whoosh перед возможным IPO

Сейчас уже есть данные за 9 месяцев 2022 года, и так как сезон в большинстве городов заканчивается осенью, это уже дает хорошее представление о результатах за полный год. Whoosh сохранил лидирующие позиции – за 9 месяцев у компании было 47 млн поездок и выручка от кикшеринга 5.7 млрд рублей. Интересно, что при равном количестве самокатов (82 тысячи у Whoosh vs 85 тысяч у Urent) поездок у Whoosh на 60% больше – это говорит о значительно более высокой эффективности компании, что естественно позитивно с точки зрения бизнеса.

Анализ Whoosh перед возможным IPO
Анализ Whoosh перед возможным IPO

Яндекс пока не раскрывал цифры по своему бизнесу в кикшеринге, известно только, что количество самокатов выросло с 4-5 тысяч в конце 2021 года до 17 тысяч к лету 2022 (ссылка), из которых 10 тысяч в Москве (у Whoosh и Urent примерно по 15 тысяч в Москве). Интересное исследование по рынку самокатов в Москве здесь. На столичном рынке Яндекс уже фактически догнал Urent и примерно вдвое меньше Whoosh, но в сумме бизнес пока кратно меньше, двух лидеров, так как в других городах Яндекс слабо представлен.

Анализ Whoosh перед возможным IPO

Финансовые показатели Whoosh

Whoosh – достаточно редкий пример бизнеса, который растет быстрыми темпами и при этом прибыльный, причем с отличной рентабельностью. В случае Whoosh на EBITDA смотреть нет большого смысла, так как амортизация самокатов – одна из основных статей расходов, важна чистая прибыль.

Анализ Whoosh перед возможным IPO
Анализ Whoosh перед возможным IPO

Если присмотреться внимательнее, можно заметить, что компания стала значительно меньше зарабатывать в расчете на 1 поездку. Это вероятно связано в основном с выходом в новые города в регионах, где сервис стоит дешевле и юнит-экономика вероятно хуже, чем в Москве (где средний чек по прежнему чуть больше 200 рублей). А прибыль в абсолютном выражении в 2022 году немного сократилась несмотря на рост выручки и EBITDA. В расчете на 1 самокат снижение показателей еще больше, так как их количество выросло сильнее, чем поездки и финансовые метрики.

Анализ Whoosh перед возможным IPO
Анализ Whoosh перед возможным IPO

Еще несколько моментов в отчетности, на которые стоит обратить внимание. Во-первых, из выручки нужно вычитать продажу самокатов (Реализация товаров), которая по факту не приносит денег (маржинальность была даже немного отрицательной).

Анализ Whoosh перед возможным IPO

Во-вторых, основные издержки растут быстрее выручки. Это касается и амортизации, и расходов на обслуживание самокатов (зарядка, перевозка, ремонт и сопутствующая оплата труда). Хотя в расчете на 1 поездку основные издержки примерно на уровне прошлого года и ниже, чем в 2019-2020 годах, что в целом неплохо.

Анализ Whoosh перед возможным IPO
Анализ Whoosh перед возможным IPO

Наконец, в 2022 году сильно выросли расходы на обслуживание долга и еще компания получила убытки от курсовых разниц, видимо в процессе покупки самокатов. Кроме того, интересный момент, что у Whoosh сейчас нулевые налог на прибыль и НДС, так как компания является резидентом Сколково. В раскрытии указано, что есть лимиты, после которых льготы перестают действовать. Быстрый поиск выдает лимит в 300 млн рублей прибыли после достижения выручки в 1 млрд рублей (который уже давно пробит), но видимо в рамках налогового учета результаты ООО “Вуш” считаются как-то по другому. Если кто-то знает эти нюансы, было бы интересно обсудить, но стоит иметь в виду, что с НДС 20% + налогом на прибыль 20% финансовый результат Whoosh сильно ухудшится относительно текущего.

Анализ Whoosh перед возможным IPO
Анализ Whoosh перед возможным IPO
Анализ Whoosh перед возможным IPO

В балансе компании ничего интересного, основные активы – самокаты, обязательства – долг для их покупки. Амортизация за 9 месяцев составила 20% от активов, т.е. Whoosh ее начисляет достаточно скромно, думаю самокат в среднем изнашивается быстрее. Net Debt/EBITDA = 0.9, но в случае Whoosh наверное корректнее учитывать амортизацию и брать Net Debt/EBIT, так как самокаты нужно часто обновлять. Получится ~1.3, тоже вполне нормальная долговая нагрузка (если считать, что компания не занижает амортизацию)

Анализ Whoosh перед возможным IPO
Анализ Whoosh перед возможным IPO

FCF компании заметно ниже, чем прибыль, что ожидаемо для растущего капиталоемкого бизнеса. Тем не менее он положительный, за 9 месяцев 2022 года около 700 млн рублей. Интересно, что компания в этом году выплатила 1 млрд рублей дивидендов – акционеры решили немного себя порадовать.

Анализ Whoosh перед возможным IPO

В общем, если просуммировать информацию о финансовых показателях, то у Whoosh сейчас отличный прибыльный бизнес, который еще и растет достаточно быстрыми темпами. Рост выручки скорее всего продолжится и далее, как минимум в следующем году просто за счет роста парка самокатов (говорят в случае успешного IPO могут закупить еще 40-50 тысяч штук, т.е. парк может увеличиться примерно в 1.5 раза), но рентабельность, вероятно, продолжит снижаться сразу из-за нескольких драйверов:

  • Количество самокатов растет значимо быстрее выручки, поэтому амортизация и расходы на их зарядку и обслуживание как % от выручки тоже, вероятно, будут расти
  • Выручка в расчете на поездку скорее всего продолжит снижаться из-за растущей конкуренции и роста доли поездок за пределами Москвы, а затраты на поездку вряд ли будут падать
  • Среди населения, которое уехало из России в этом году, вероятно непропорционально много активных клиентов Whoosh (молодые жители крупных городов с достаточно высоким уровнем доходов) – это окажет негативный эффект на выручку, хотя он вероятно будет умеренным
  • Самокаты импортные (даже если будет сборка в России, как планирует Whoosh, все дорогие комплектующие все равно будут импортные), а выручка вся рублевая. В случае девальвации рубля расходы на закупку новых и обновление/ремонт старых самокатов еще сильнее вырастут
  • Сейчас компания не платит налоги (НДС и налог на прибыль) благодаря льготам от Сколково, в какой-то момент они закончатся и это окажет значимый негативный эффект на финансовые результаты

Оценка компании

В прессе назывались разные варианты возможной оценки Whoosh, последние цифры, которые видел (например, здесь) – размещение на 10 млрд рублей (~$165 млн) при оценке около 40 млрд рублей (~$660 млн), буду отталкиваться от них. При такой оценке получится EV ~43 млрд рублей при LTM выручке 6.7 млрд рублей, LTM EBITDA = 3.4 млрд и LTM прибыли ~1.6 млрд рублей. Это дает мультипликаторы EV/S ~6.4, EV/EBITDA ~12.6 и P/E ~25. Это немало, например, значительно дороже, чем стоит Яндекс. Причем у Whoosh выручка растет на 38% в этом году, а у Яндекса на 45%, и прибыль у Яндекса растет, а у Whoosh немного снизилась в этом году, хотя текущий год весьма нестандартный в России и на его основе не стоит прямо экстраполировать динамику.

Для интереса посмотрел, сколько стоят зарубежные аналоги. Сразу дисклеймер, что в текущих российских реалиях это исключительно справочная информация, на нее не нужно опираться, так как наш рынок оторван от внешнего мира. Но интересное совпадение, что в отчете VNV Global (шведский публичный венчурный фонд), который владеет большой долей в крупном европейском операторе кикшеринга VOI, оценка компании сделана исходя из мультипликатора EV/S = 6.3 по некой Peer Group (не знаю, какие компании в нее входят), прямо как у Whoosh. Не удивлюсь, если менеджмент Whoosh тоже ориентируется на эту оценку, хотя снова повторю, что после 24 февраля она нерелевантна.

Анализ Whoosh перед возможным IPO

Второй любопытный зарубежный кейс это Bird, про который уже писал выше. Компания в прошлом году вышла на биржу через SPAC с оценкой в $2.3 млрд, но с тех пор ее акции упали на 97% и сейчас она стоит всего $70 млн (EV ~$140)! У Bird при этом выручка почти вдвое больше Whoosh (правда недавно выяснилось, что компания считала ее в прошлом не совсем правильно, но с 2022 года вроде бы корректные цифры), правда американский аналог все еще убыточен и в плохом сценарии может даже обанкротиться, так как подушка кэша не очень большая и есть долг, в то время как Whoosh весьма прибыльный. Да и бизнес модель у Bird сейчас другая, компания в последнее время делает ставку на франшизу, в то время как у Whoosh все операции собственные.

Анализ Whoosh перед возможным IPO

В общем оценка Whoosh сводится к тому, верите ли вы в кратный рост бизнеса и пропорциональное увеличение прибыли. Если компания вырастет хотя бы в 3-4 раза в ближайшие несколько лет, а лучше больше, и потом тоже продолжит расти хотя бы с инфляцией, то текущую оценку можно в целом назвать адекватной. Если же вы не закладываете такие темпы роста при сохранении рентабельности, то оценка в $660 млн, на которую ориентируюсь, явно дороговата.

Перспективы бизнеса

Чтобы понять, насколько интересны могут быть акции, попробуем оценить перспективы бизнеса. Whoosh в своей презентации прогнозирует десятикратный рост объема рынка в деньгах и поездках к 2026 году (относительно 2021 года). На мой взгляд это достаточно маловероятный сценарий, особенно с точки зрения выручки. В прогнозе рынка в презентации Whoosh средняя цена поездки в 2026 году – 176 рублей, это уже значительно дороже средней выручки самого Whoosh (123 рубля за поездку), хотя у компании тарифы немного выше, чем у конкурентов. И средняя выручка на поездку у Whoosh снижается, а не растет. Но это далеко не единственная причина.

Анализ Whoosh перед возможным IPO

Whoosh в частности ссылается на количество самокатов на душу населения и сравнивает с европейскими городами, но важно смотреть не только на их количество, на и на утилизацию. Как минимум в Москве она одна из самых высоких в Европе, в большинстве городов на один самокат приходится менее 4 поездок в день. В Москве утилизация тоже падает – в прошлом году на каждый самокат приходилось 6-7 поездок в день, в этом году уже около 4.5 поездок в день (у Whoosh немного выше среднего). К тому же средняя поездка в Москве более длинная по времени, чем в большинстве городов. А если опираться на это зарубежное исследование, то утилизация самокатов в Европе еще меньше, и количество поездок на душу населения в Москве в это году уже больше, чем в Берлине и многих других крупных европейских городах. Так что потенциал дальнейшего кратного роста далеко не очевиден.

Анализ Whoosh перед возможным IPO
Анализ Whoosh перед возможным IPO

Еще одна проверка – в Европе сейчас около 600 тысяч самокатов на население 500+ млн человек. В России только у Whoosh и Urent на двоих уже около 160 тысяч самокатов, а всего их вероятно 200+ тысяч на население 140 млн человек. Если верить этой статистике, то на самом деле проникновение самокатов в России в этом году уже вполне на среднем европейском уровне или даже выше.

Географическая экспансия тоже отпадает – Whoosh уже работает во всех достаточно крупных городах в России, а за рубежом кроме СНГ развиваться вряд ли получится – ранее уже пытались запуститься в Португалии, но прикрыли эту затею в текущих геополитических реалиях. Вероятно в некоторых регионах проникновение сервиса еще достаточно низкое и там есть потенциал для роста, но цена сервиса там ниже, а юнит-экономика вероятно хуже, чем в Москве.

Анализ Whoosh перед возможным IPO

Может быть можно расти за счет увеличения цены? Сейчас кикшеринг – это уже достаточно премиальный сервис. В отличие от такси или каршеринга, которые выходили на рынок через демпинг для формирования спроса и затем повышали цены, на аренду самокатов сразу была установлена высокая цена из-за дефицита предложения. У большей части населения России нет финансовой возможности платить 150-200 рублей за регулярные поездки на самокатах. Более того, аренда самоката в России стоит дорого по мировым меркам. Например, в Москве Whoosh берет 50 рублей сразу и затем 7 рублей в минуту, средняя поездка длится 23.4 минуты, итого получается средняя цена поездки 214 рублей (а еще иногда тариф повышается, когда рядом мало свободных самокатов). В других городах цены и расстояния меньше (у Whoosh средняя выручка на поездку по всему бизнесу в этом году 123 рубля), но и уровень доходов в регионах сильно ниже, так что реальный уровень цен вероятно примерно пропорционален.

Анализ Whoosh перед возможным IPO

Для сравнения в Германии посадка стоит 1 евро и минута 0.15-0.25 евро. Средняя поездка длится 15 минут. Получается стоимость поездки 3.25-4.75 евро, т.е. фактически на уровне Москвы при текущем курсе, хотя зарплаты в Германии намного выше. Данные брал отсюда. А Bolt при выходе на рынок в прошлом году вообще давал тариф 0.05 евро в минуту с нулевой стоимостью посадки.

Иными словами, если Whoosh и рынок в целом хочет кратно увеличить количество поездок, он вряд ли сможет это сделать с текущим ценообразованием – тарифы придется значимо снижать, чтобы сделать регулярное использование самокатов более доступным. Расходы на поездку при этом будут в лучше случае стагнировать за счет повышения эффективности бизнеса, а по факту скорее всего начнут в какой-то момент расти из-за инфляции инфляции, особенно если рубль будет девальвироваться.

Еще один способ проверить оценку рынка – сравнить с каршерингом. Ранее рынок каршеринга в России также рос огромными темпами – примерно по 5 раз в год. В 2021 году по оценкам рынок составил 41 мрд рублей. Но рост уже значительно замедлился, что видно на примере Яндекс.Драйва, и о кратном росте объема рынка речи не идет. Прогноз, в котором рынок кикшеринга через несколько лет станет заметно больше каршеринга, выглядит на мой взгляд не очень правдоподобным.

Анализ Whoosh перед возможным IPO
Анализ Whoosh перед возможным IPO

Наконец, мог еще быть вариант, в котором Whoosh будет кратно расти за счет увеличения доли рынка. Но и здесь вряд ли есть значимый потенциал с учетом того, что компания уже занимает 40-50% рынка по собственным оценкам, так что кратного роста точно не будет.

Анализ Whoosh перед возможным IPO

С точки зрения рынка, на нем по факту уже установилась олигополия в виде Whoosh, Urent и Яндекса, хотя во многих городах есть локальные игроки (количество которых вероятно будет сокращаться с текущих 50+, хотя где-то они останутся). Выше приводил статистику, что бизнес Whoosh работает значительно эффективнее, чем Urent, который к тому же фактически потерял в этом году потенциально значимый источник трафика через приложение Ситимобил. Также насколько слышал Urent активно использует Б/У самокаты, купленные у европейских сервисов, что вероятно позволяет экономить в моменте, но негативно сказывается на эффективности бизнеса на дистанции. Вполне можно предположить, что Whoosh будет со временем увеличивать отрыв от Urent.

В то же время думаю что Яндекс наоборот будет сокращать отрыв то Whoosh, а через какое-то время возможно и вовсе сможет побороться за лидерство. Во-первых, Яндекс пока слабо представлен за пределами Москвы и может расти за счет географической экспансии, отъедая долю рынка у Whoosh в новых городах. Во-вторых, у Яндекса есть преимущество в виде приложения Go, которое уже стоит почти у всех пользователей из потенциальной ЦА и они его активно используют для такси, поэтому стандартного барьера для начала использования сервиса фактически нет, наоборот есть огромный канал бесплатного органического трафика. В-третьих, у Яндекса есть развитая оффлайн инфраструктура у смежных сервисов (Драйв, Лавка, Доставка и т.д.), что потенциально может дать синергию в операциях по использованию, обслуживанию и транспортировке самокатов.

Если просуммировать, я думаю, что Whoosh останется лидером рынка как минимум на ближайшие 1-2 года и после этого сохранит значимую долю рынка, так как серьезных конкурентов кроме Яндекса нет и пока не предвидится. Но темпы роста поездок будут снижаться по сравнению с 2022 годом и маржа на поездку продолжит падать. На рынке кикшеринга нет больших барьеров для входа, текущая маржинальность бизнеса все еще весьма высокая, и она вероятно будет размываться за счет экспансии текущих крупных игроков и местами появления или роста локальных.

Возможно через 2-3 года выручка от кикшеринга вырастет, например, до 10-12 млрд рублей в год с текущих ~6 млрд, но при этом прибыль вполне может остаться на уровне 1.5-2 млрд рублей в год или даже снизиться, особенно если компания начнет платить НДС и налог на прибыль. Важно понимать, что у компании почти нет операционного левериджа – фиксированные расходы очень низкие, почти все издержки переменные, причем растут даже быстрее выручки, а парк самокатов нужно постоянно обновлять. Но даже если предположить, что Whoosh за ближайшие 2-3 года, например, удвоит выручку и прибыль до 12 и 3 млрд рублей соответственно, компания все еще будет стоить P/E ~13, что весьма недешево, так как рынок будет намного ближе к насыщению и дальше быстро расти будет уже очень сложно.

Мнение о компании и выводы

На мой взгляд у Whoosh хороший прибыльный бизнес, который ранее рос очень быстрыми темпами, и сейчас компания использует подходящий момент, чтобы провести IPO (с учетом сезонности бизнеса Whoosh выгодно это делать после окончания сезона). Но его оценка выглядит явно завышенной с учетом рисков дальнейшего снижения маржинальности сразу из-за нескольких факторов, которая вряд ли позволит прибыли компании кратно вырасти в ближайшие годы. Я бы возможно рассмотрел участие в потенциальном IPO или покупку компании с P/E ~10, но судя по всему компания хочет разместиться с P/E ~25, что значительно дороже, чем готов заплатить за долю в таком бизнесе в текущих условиях.

Просмотр и написание комментариев доступны после бесплатной регистрации на сайте.

Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить о ней.

Представленная информация носит исключительно информационный характер и не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Long Term Investments не осуществляет деятельность по инвестиционному консультированию и не является инвестиционным советником. Отказ от ответственности.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: