Анализ IPO Uber

Примерное время чтения: 3 мин

SUMMARY

Компания: Uber Technologies
Тикер: UBER (NYSE)
Дата размещения: 10.05.2019
Диапазон размещения: $44-50
Оценка компании: $78.8 млрд
Рейтинг: 2 из 5, не участвую в размещении

Анализ был сделан до размещения Uber и опубликован 09.05.2019

АНАЛИЗ

IPO Uber, которое состоится завтра – без сомнения самое ожидаемое и самое масштабное IPO в этом году и вообще за последние годы – со времен публичного размещения Alibaba в 2014 году. Изначально компания по слухам целилась в оценку вплоть до $120 млрд, но затем снизила аппетиты и разместится исходя из диапазона $80-90 млрд, в том числе после негативной динамики акций Lyft.

Uber, безусловно, культовая компания. Он полностью перекроил рынок такси почти во всех странах, который до этого не менялся десятилетиями (напрямую сам или косвенно из-за появившихся локальных аналогов) и радикально изменил стиль жизни людей в городе. Сейчас возможность вызвать такси через смартфон – фактически базовая потребность для огромного количества людей, которая значительно улучшает качество жизни (для меня в том числе). Это особенно хорошо понимаешь, когда такой возможности нет – только вернулся из Японии, где две недели обходился без такси, потому что оно стоит там безумно дорого, и это очень неудобно.

Uber стоял у истоков понятия sharing economy, которая за 10 лет стала глобальным трендом и теперь почти в любой индустрии есть свой “Uber для Х”. Uber на многих рынках шел напролом, не особо считаясь с местными прописанными и негласными законами рынка такси, и несмотря на многочисленные попытки запретов и судебные тяжбы в большинстве случаев вышел победителем и перекроил рынок (а если и уступил конкурентную борьбу, то компаниям аналогам вроде DiDi, Grab и Яндекс.Такси, а не старым таксопаркам). И Uber привлек наибольший объем финансирования среди всех стартапов в истории – около $25 млрд. В числе инвесторов компании самый разношерстный состав, который только можно представить – от традиционных венчурных фондов из Долины до российских олигархов и рэпера Jay-Z.

IPO Uber, в ходе которого компания планирует привлечь около $9 млрд, даст огромный выплеск ликвидности в Кремниевой Долине, которого не было со времен IPO Facebook в 2012 году – большое количество людей станет не просто миллионерами на бумаге, а получит живой кэш. А некоторые сорвали на Uber просто огромный джекпот – например, венчурный фонд Benchmark, который вложил в компанию $9 млн в 2011 году и получил отдачу на этот раунд инвестиций х750! В сумме доля Benchmark в Uber (с учетом дополнительный вложений в последующих раундах инвестиций) стоит около $9 млрд.

При всей уникальности Uber у компании есть одна большая проблема – она убыточна, прожигает огромное количество денег и продолжит это делать в обозримом будущем, финансируя дальнейший рост бизнеса и ценовые войны с конкурентами. И в отличие от Lyft, который концентрируется только на personal mobility и только в США/Канаде, Uber работает в большинстве стран мира и хочет стать компанией по доставке из точки А в точку Б не только людей, но и любых товаров.

Несмотря на огромный размер компании, Uber все еще венчурная история. В хорошем сценарии бизнес имеет кратный потенциал для дальнейшего роста и может генерировать миллиарды долларов прибыли. Но есть и большое количество рисков, вероятность которых сложно оценить и из-за которых я не буду покупать акции компании в ближайшее время. Два основных, на мой взгляд:

1) Сейчас компания развивается за счет того, что может привлекать огромный объем финансирования, так как на рынке огромное количество дешевых денег. Рано или поздно этот цикл закончится и избыточная ликвидность уйдет с рынка. Если до этого момента Uber на выйдет на более устойчивую бизнес-модель, ему придется непросто.

2) Рано или поздно такси станут самоуправляемыми и у Uber могут возникнуть новые серьезные конкуренты, включая Google (Waymo) и Tesla. Хотя у Uber есть собственное подразделение по разработке самоуправляемых авто (которое кстати недавно было выделено в отдельную компанию и привлекло $1 млрд инвестиций от SoftBank и Toyota), оно судя по всему пока отстает от лидеров.

ВЫВОД

Несмотря на огромный масштаб бизнеса Uber все еще глубоко убыточен и траектория выхода компании в прибыль пока непонятна. На фондовом рынке на это обращают значительно больше внимания по сравнению с венчурным, из-за этого покупка акций Uber во время или после IPO несет высокие риски, а потенциал роста при текущей оценке ограничен. В IPO не участвую – считаю соотношение риска и потенциальной доходности далеко не лучшим.

Просмотр и написание комментариев доступны после бесплатной регистрации на сайте.

Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить о ней.

Представленная информация носит исключительно информационный характер и не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Long Term Investments не осуществляет деятельность по инвестиционному консультированию и не является инвестиционным советником. Отказ от ответственности.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: