Summary
Компания: DiDi Global
Тикер: DIDI (NYSE)
Дата размещения: 30.06.2021
Дата окончания приема заявок: 28.06.2021
Диапазон размещения: $13-14
Оценка компании: ~$65 млрд
Объем размещения: $3.88 млрд
Андеррайтеры: Goldman Sachs (Asia)/ Morgan Stanley/ J.P. Morgan/ China Renaissance
Проспект IPO: форма F1/A
Рейтинг: 2 из 5, участвую минимальной заявкой на $2000
Анализ компании
DiDi Global Inc (DIDI на NYSE) – китайская компания, основанная в 2012 году и предоставляющая услуги по вызову такси. DiDi разработала собственное мобильное приложение, через которое можно воспользоваться многочисленными услугами компании. DiDi ведет свою деятельность в более чем 4 тыс городах среди 16 стран. Приложение компании насчитывает свыше 493 млн активных годовых пользователей с средним количеством ежедневных транзакций в размере 41 млн. Основной рынок компании в Китае, но в последние несколько лет DiDi активно выходит на зарубежные рынки, в первую очередь в Латинской Америке, где уже имеет значимую долю рынку во многих странах, а также в этом году DiDi вышел в Россию.
В Китае бизнес компании можно разделить на 4 глобальных сегмента:
Shared Mobility. Стандартный сервис по заказу такси (ride-hailing), работает как Uber или Яндекс.Такси. В Китае DiDi почти монополист на этом рынке и это основной сегмент бизнеса для компании.
Auto Solutions. DiDi сотрудничает с 3 тысячами партнеров по лизингу автомобилей, которые составляют более 600 тысяч автомобилей. Предоставляя своим водителям возможность получить автомобиль по меньшей цене – так, средняя цена лизинга на топ-10 моделей через Auto Solutions была на 20% ниже, чем если бы водитель обратился напрямую в лизинговую компанию.
Electric Mobility. Сегмент включает в себя электромобили и гибридные автомобили, насчитывающие более 1 млн автомобилей. При этом интересно, что на электромобили DiDi приходится около 38% пройденных миль во всем Китае. Помимо этого, DiDi разработала собственный электромобиль D1, который также можно заказать как такси. Подробнее о D1 можно посмотреть в видео. Проект был запущен относительно недавно – в ноябре 2020, с тех пор на дорогах курсирует уже более 4 тыс электромобилей D1. Для нормального функционирования электромобилей DiDi была вынуждена построить самую крупную в Китае сеть станций зарядки, на которую приходится 30% от общего объема подзарядки в Китае.
Other Initiatives. Включает в себя различные услуги вроде шеринга велосипедов, грузовой доставки внутри города, доставки продуктов (Community Group Buying) и т.д.
В международном сегменте бизнес пока не так развит и ограничивается такси и доставкой еды. До 2016 года конкурентом DiDi был китайский Uber, с которым компания объединилась в августе 2016 года, в результате Uber получил долю около 15% в объединенной компании и прекратил собственную деятельность в стране (кстати то же самое произошло в России). За 12 месяцев, закончившихся в марте 2021 года, у DiDi было 493 млн активных годовых пользователей, из них около 377 млн – в Китае.
Бизнес компании пострадал из-за коронавируса и сопутствующих ограничительных мер – выручка в 2020 снизилась на 8% до $21.6 млрд. До коронавируса в 2019 доходы DiDi выросли на 14% до $24 млрд. Как и американских аналогов Uber и Lyft, бизнес компании убыточен на операционном уровне.
Однако такой взгляд на бизнес не совсем отражает его структуру, поэтому стоит разобрать показатели чуть подробнее. DiDi по разному учитывает выручку в Китае (берет почти всю стоимость поездки) и других странах (считает только свою комиссию), поэтому визуально кажется, что международный бизнес очень маленький. На самом деле он составляет около 12% от объема бизнеса в деньгах и 15% в количестве транзакций и растет намного быстрее, чем в Китае.
Вот так выглядит бизнес в Китае – он прибыльный, хотя относительно оборота маржинальность была низкая, всего пару процентов в 2020 году, хотя в Q1’21 она заметно выросла. Также можно заметить, что бизнес в Китае почти не растет с 2018 года с точки зрения оборота (GTV) и количества транзакций.
А вот так выглядит бизнес за пределами Китая – он убыточный и прожигает примерно столько же денег, сколько зарабатывает в Китае, но при этом быстро рос до начала коронавируса, который его значительно замедлил.
Наконец, новые инициативы также растут достаточно быстрыми темпами, но при этом прожигают много денег и пока убытки только увеличиваются.
Несмотря на операционные убытки в P&L, операционный денежный поток на протяжении двух последних лет слегка положительный, хотя в Q1’21 ушел в значительный минус.
В ходе IPO DiDi планирует получить около $3.8 млрд, которые в сумме с текущей позицией составят $7.3 млрд.
Самым крупным акционеров компании является Softbank (21%), далее 13% принадлежит Uber и еще 7% у китайского интернет гиганта Tencent. Кстати Alibaba тоже является акционером DiDi, это довольно редкий случай, когда обе крупнейшие китайские корпорации владеют долей в одной компании.
Андеррайтерами размещения выступают 3 из топ-4 американских инвест банков.
Теперь самое интересное – сравним оценку DiDi с американскими аналогами Uber и Lyft. Обе компании сейчас убыточны, поэтому проще всего это сделать через выручку – обе торгуются с EV/S 9.4. Как разобрались выше, DiDi по-другому учитывает выручку в Китае, поэтому возьмем сопоставимый показатель за 2020 год – 16.2 млрд RMB в Китае (выручка за вычетом выплат водителям) и 2.3 млрд RMB в других странах, в сумме это дает 18.5 млрд RMB или примерно $2.9 млрд. Если посчитать скорректированный EV/S DiDi, он получится чуть больше 20, что значительно выше, чем у Uber и Lyft.
Итог
На мой взгляд по цене IPO DiDi стоит достаточно дорого, учитывая то что основной бизнес в Китае почти не растет, а новые инициативы требуют все больше денег и растят убытки. При этом оценка также лишь немногим больше $56 млрд, в которые DiDi оценивался еще в 2018 году, что также не очень позитивный сигнал. Участвую минимальной заявкой на $2000, в статистике не учитываю.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: