Анализ HeadHunter – декабрь 2021

Примерное время чтения: 10 мин

HeadHunter провел IPO на Nasdaq в мае 2019 года и за время своей публичной истории показал отличную доходность – более 200% в долларах (а на пике в октябре было и вовсе более 300%). Это значительно больше, чем у других публичных российских технологических компаний, а также HeadHunter вдвое опередил по темпам роста индекс Nasdaq. Разберем бизнес компании, чтобы понять, чем вызван такой рост и какие могут быть дальнейшие перспективы.

Анализ HeadHunter - декабрь 2021

Обзор рынка и бизнеса HeadHunter

HeadHunter – крупнейший в России сервис онлайн-рекрутинга, или по простому, площадка для поиска работы/сотрудников. Компания была основана еще в 2000 году, затем перешла под контроль Mail.ru, но в 2016 году ее выкупили российский фонд Эльбрус Капитал (60%) и Goldman Sachs (40%) за 10 млрд рублей. Интересно, что спустя 5 лет HeadHunter стоит $2.5 млрд – в 18 раз дороже цены сделки и почти столько же, сколько весь холдинг VK (бывший Mail.ru), который сейчас оценивается рынком в $2.9 млрд. Не самая удачная сделка для Mail.ru. Сейчас у Эльбрус и GS на двоих осталось 40% акций, остальные 60% – free float.

Чтобы лучше понять бизнес компании, сначала посмотрим на то, как выглядит рынок рекрутмента (поиска работы и сотрудников) в России (HeadHunter еще работает в некоторых странах СНГ, но это относительно небольшая часть бизнеса и общий рынок, вероятно, не сильно отличается). Компания оценивает затраты на рекрутмент в России в 49 млрд рублей в 2020 году, из которых примерно половина приходится на HR-специалистов и процессы внутри компаний.

На онлайн каналы приходится 30% рынка (60% без учета внутренних затрат в компаниях) и их доля, очевидно, растет и продолжит расти. При этом общий объем рынка рекрутмента растет не очень быстро. Вероятно, можно ожидать темпы роста всего рынка рекрутмента примерно на уровне номинального ВВП. С учетом того, что в значительной степени заместить HR-процессы внутри компаний будет сложно, как и забрать часть рынка рекрутинговых агентств из-за специфики их работы (об этом ниже), потенциал роста онлайн-рекрутинга уже не такой большой. Возможно, он сможет занять со временем условно 40% рынка, максимум 50%, но вряд ли больше.

Анализ HeadHunter - декабрь 2021

Еще несколько полезных разрезов для понимания структуры рынка. Затраты не рекрутмент примерно поровну поделены между крупными компания и СМБ, а также между Москвой/Питером и регионами. Проникновение онлайн каналов в Москве и Питере ожидаемо выше, но не намного. Почти 60% рынка приходится на поиск “синих воротничков” (массовых позиций в сфере услуг и на производствах), а остальное – “белые воротнички” (в основном офисные сотрудники). При поиске “синих воротничков” пока значительно реже используют онлайн сервисы и, вероятно, эта часть рынка будет расти быстрее.

Анализ HeadHunter - декабрь 2021

На рынке онлайн рекрутмента в России HeadHunter является безусловным лидером и кратно опережает всех конкурентов по основным метрикам. Крупнейшие конкуренты – похожие ресурсы вроде SuperJob и Rabota.ru, а также сервисы по поиску работы развивают VK, Авито и Яндекс. HeadHunter занимает около половины всего рынка онлайн рекрутмента в деньгах, т.е. зарабатывает примерно столько же, сколько все конкуренты вместе взятые.

Анализ HeadHunter - декабрь 2021

Сервисы поиска работы – это классический пример маркетплейса, где масштаб дает большое конкурентное преимущество и повышает ценность сервиса для всех участников, так как компаниям проще найти сотрудников, а у соискателей больше выбор вакансий. HeadHunter фактически выиграл конкурентную борьбу у прямых аналогов и далеко от них оторвался, поэтому они вряд ли представляют для него серьезную угрозу. Основная конкуренция в будущем, вероятно, будет со стороны Авито, VK и Яндекса, которые только относительно недавно начали развивать направления по поиску сотрудников.

Анализ HeadHunter - декабрь 2021

Если рассматривать весь сегмент Classifieds (сервисов объявлений на разные темы), то HeadHunter кратно меньше Авито, но больше остальных игроков. При этом у Авито, Яндекса и VK есть преимущество с точки зрения источников трафика для своих сервисов. К рассмотрению возможной конкурентной динамики в будущем я еще вернусь в конце поста.

Анализ HeadHunter - декабрь 2021

Также для общей картины немного подробнее распишу, как выглядит процесс поиска сотрудников разных типов, чтобы понять место HeadHunter в этой цепочке. Есть Executive Search, или поиск людей на высокие руководящие позиции. Я не знаю ни одного примера, чтобы подобные позиции закрывались через HeadHunter или подобные ресурсы – как правило это происходит по рекомендациям или HR-агентства, которые специализируются на этой нише. То же самое относится к рынку высокооплачиваемых специалистов, в основном в Москве/Питере/крупных городах (от разработчиков в IT-компаниях до консультантов в McKinsey) – их поиск также обычно происходит через рекомендации (стандартный канал поиска – пост в Facebook/других соц. сетях о вакансии от нанимающего менеджера), LinkedIn, нишевые/специализированные ресурсы (вплоть до Telegram-каналов) и т.д.

Перечисленные выше позиции – это маленькая часть рынка труда с точки зрения количества вакансий, которые относятся преимущественно к большим компаниям с хорошим брендом работодателя, или к небольшим компаниям, где хорошо платят или есть большие перспективы для роста (стартапы, инвестиционные фонды и т.д.). Правда в деньгах рынок довольно большой, так как найм дорогих специалистов требует больших затрат. На такие позиции ищут людей с конкретными специфическими навыками, компании готовы тратить на найм много времени и ресурсов, и их намного эффективнее закрывать через точечный подход, а не ковровой бомбардировкой через площадки широкого профиля вроде HeadHunter, где фактически все кандидаты будут нерелевантны.

Основной же рынок – это позиции специалистов/менеджеров в большом количестве компаний, которые не могут похвастаться известным брендом или очень привлекательными условиями, а также рынок “синих воротничков”. В данном случае обычно не требуются специализированные навыки, поэтому большую ценность имеет широкий охват – чем больше людей увидит вакансию, тем более вероятность найти подходящего специалиста. И вот здесь HeadHunter – явный лидер, так как может обеспечить компаниям наибольший поток кандидатов, а соискателям – наибольший выбор вакансий.

Из-за описанной выше специфики рынка у меня немного субъективное восприятие HeadHunter – я в последний раз формально обновлял там резюме в 2016 году (специально нашел старый аккаунт, чтобы проверить), и ни разу не находил там работу или сотрудников. И в моем круге людей также фактически нет людей, которые пытались искать работу через HeadHunter (или аналоги вроде SuperJob) в последние годы. Из-за этого мне сложно оценить HeadHunter как сервис с точки зрения пользователя или работодателя, и как он менялся в последние годы, поэтому в анализе буду делать больший упор на финансовые показатели (но в конце поста еще вернусь к оценке перспектив исходя из общих трендов на рынке). Если кто-то активно пользуется HeadHunter и другими подобными ресурсами для поиска работы или сотрудников, будет интересно, если поделитесь в комментариях его плюсами и минусами, а также изменениями за последние годы.

Финансовые показатели

Теперь перейдем к финансовым показателям. Бизнес HeadHunter растет быстрыми темпами, особенно в этом году, но это связано с низкой базой 2020 года из-за коронавируса. Если продлить тренд 2017-2019 годов на 2020, то получится достаточно равномерный рост. Также бизнес HeadHunter очень прибылен, LTM рентабельность составляет 43% по операционной прибыли и 33% по чистой прибыли и продолжает расти. Это достаточно логично, так как каждый дополнительный работодатель или соискатель, который пользуется сервисом, требует очень низких дополнительных затрат, основные расходы HeadHunter условно фиксированные и растут медленнее выручки, поэтому компания становится более прибыльной с ростом масштаба бизнеса.

Анализ HeadHunter - декабрь 2021

HeadHunter получает фактически всю выручку за счет работодателей – они платят за доступ к резюме (CV Database Access), за публикацию вакансий (Job Postings), а также разные пакеты из этих двух услуг (Bundled Subscriptions). Есть и другие статьи доходов, как за счет работодателей, так и соискателей (есть возможность сделать резюме более заметным в поиске), но в сумме они достаточно небольшие. Все статьи доходов растут быстрыми темпами, быстрее всего увеличивается выручка от публикации вакансий, на которую приходится 40% всех доходов.

Анализ HeadHunter - декабрь 2021

Примерно 55% выручки приходится на Москву и СПб, их доля в общих доходах постепенно снижается, хотя в абсолютных значениях сегмент растет. Быстрее всего увеличивается бизнес в регионах в РФ, доля прочей выручки в России и бизнеса в СНГ достаточно стабильна.

Анализ HeadHunter - декабрь 2021

Также рост выручки в регионах связан с покупкой конкурирующего сервиса Zarplata.ru в 2020 году, который наиболее популярен на Урале и в Сибири – там он сопоставим по масштабу бизнеса с основным сервисом HeadHunter. Сделка также поспособствовала более быстрому росту всего HeadHunter в этом году, Zarplata.ru дала прибавку почти 10% к общей выручке. Zarplata.ru также была очень прибыльной с 40% маржой по EBITDA, маржинальность у двух сервисов сопоставимая, но бизнес Zarplata.ru рос медленнее, а в 2020 году и вовсе сократился из-за коронавируса. Сумма сделки составила 3.5 млрд рублей, т.е. Zarplata.ru оценили примерно в 4 выручки и 10 EBITDA. Для HeadHunter это отличная сделка, сама компания стоит намного дороже. Презентация с деталями сделки здесь.

Анализ HeadHunter - декабрь 2021

Почти две трети выручки HeadHunter приносит средний и малый бизнес (СМБ), и доходы этого сегмента растут быстрее, чем от крупного бизнеса. Это логично, так как большие компании чаще используют рекрутинговые агентства и альтернативные каналы привлечения сотрудников, а также имеют значительный собственный штат HR-специалистов. В то же время для СМБ HeadHunter имеет более высокую ценность и зачастую является основным каналом привлечения сотрудников.

Анализ HeadHunter - декабрь 2021

Еще один интересный момент – сколько HeadHunter зарабатывает с одного клиента. В крупных компаниях основной рост доходов происходит за счет их дополнительной монетизации, так как подобных бизнесов в России не так много и большинство, вероятно, уже пользуются HeadHunter. В среднем и малом бизнесе, наоборот, основной источник роста – увеличение количества клиентов, особенно в 2021 году. При этом интересно, что доходы в расчете на клиента между Москвой/СПб и регионами отличаются не очень сильно, в 2-3 раза (для сравнения в Циан разница более чем в 10 раз).

Анализ HeadHunter - декабрь 2021

С точки зрения структуры расходов ничего особенно интересного, основные расходы – персонал и маркетинг.

Анализ HeadHunter - декабрь 2021

Более интересный момент – у HeadHunter ранее был достаточно большой долг, что не типично для технологических компаний, так как основные акционеры выкачали из компании деньги дивидендами перед IPO. Однако сейчас долговая нагрузка снизилась до минимума – операционный денежный поток позволяет одновременно гасить долг, платить дивиденды и еще делать небольшие M&A. Capex у компании небольшой.

Анализ HeadHunter - декабрь 2021

Дальнейший анализ и мнение об акциях компании доступны для подписчиков

Просмотр и написание комментариев доступны после бесплатной регистрации на сайте.

Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить о ней.

Представленная информация носит исключительно информационный характер и не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Long Term Investments не осуществляет деятельность по инвестиционному консультированию и не является инвестиционным советником. Отказ от ответственности.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: