Summary
Акции: PEP (NASDAQ, СПб)
Страна: головной офис – США, бизнес по всему миру
Сфера: FMCG – безалкогольные напитки (Pepsi, 7-up), снэки (Lays, Cheetos)
Позиция на рынке: один из лидеров в своих сегментах рынка (топ-2 среди безалкогольных напитков в США с 24% долей)
Рост бизнеса: небольшой органический рост, 5% в 2020 году
Прибыльность: низко маржинальный, прибыльный
Баланс: значимая долговая нагрузка, Net Debt/EBITDA ~2.5-3
Дивиденды: доходность ~3%, постоянно повышает выплаты в абсолютном выражении
Контроль: нет мажоритарного акционера
Крупнейшие акционеры: пассивные фонды
Динамика акций:
Бизнес
Pepsico (PEP на NASDAQ, СПб) – американская компания по производству и продаже FMCG продуктов. Компания владеет множеством брендов, представляющих различные продукты повседневного спроса (Pepsi, 7-up, Lays, Quaker). В отличие от Coca-Cola, продукция которой состоит только из напитков, Pepsico производит еще еду: в основном это снэки (Lays, Fritos, Cheetos), но среди прочего есть хлопья и детское питание.
Производство еды значительно увеличивает потенциальный рынок. При этом продажи Pepsico отлично диверсифицированы между напитками и снэками с большим фокусом на последний – на них приходится около 55% доходов Pepsico.
Бизнес модель также отличается от главного конкурента в лице Coca-Cola, которая преимущественно продает концентрат своих напитков боттлерам партнерам, которые занимаются разливом и дистридуцией. Pepsico владеет собственными заводами по всему миру и поддерживает полный цикл производства продукции, хотя есть и формы совместного предприятия, например, с Strauss Group.
На рынке безалкогольных напитком Pepsi является вторым игроком и уступает только Coca-Cola, хотя стоит отметить, что за последние 17 лет доля рынка Pepsi в США заметно сократилась – с 32% в 2004 до 24% в 2019. На рынке снэков в США Pepsi занимает также лидирующие позиции – например, на рынке картофельных чипсов на бренд Frito Lay, принадлежащий Pepsi, в 2018 приходилось 60% всех продаж в США.
Во всем остальном мире позиция Pepsi на рынке различается в цифрах, но компания в большинстве стран находится в первой тройке. Кстати на российском рынке у Pepsi сильные позиции, среди иностранных FMCG компаний она с отрывом находится на первом месте по размеру бизнеса, если не считать табачный сектор.
Финансовые показатели
Доходы Pepsi до 2012 года довольно тесно коррелировали с выручкой Coca-Cola – после середины 90-х бизнес упал за счет достижения входа в большинство рынков и начал расти медленнее. В 2010 доходы значительно выросли за счет консолидации бизнеса в Северной Америке и объединения Pepsi Bottling Group и Pepsi Americas. Последние годы pepsi растет органически на 4-5% и планирует сохранить этот в будущем.
Выручка диверсифицирована, как по сегментам между напитками и снэками – 45% и 55% соответственно, так и по регионам – 42% приходится на международные продажи вне США (хотя у Coca Cola доля зарубежных рынков значительно больше). Большая часть операционной прибыли приходится на доходы от снэков в Северной Америке (Frito-Lay North America), которые обладают более высокой маржинальностью – на них приходится почти половина прибыли, хотя доля в выручке составляет всего 26%.
В последние годы Pepsico значительно увеличила долг, Net Debt/EBITDA сейчас находится в интервале 2.5-3 – для стабильного FMCG бизнеса такая долговая нагрузка не представляет серьезных рисков, но является значимой. Компания имеет стабильно положительный свободный денежный поток, который в основном уходит на выплату дивидендов – компания является дивидендным аристократом и исправно выплачивает дивиденды на протяжении 49 лет, постоянно повышая их. Дивидендная доходность находится выше среднего по американскому рынку и составляет 3%. Также Pepsico стабильно совершает байбеки, уменьшая количество акций в обращении на 1-2% в год.
Помимо этого, компания вынуждена тратить значительные суммы на поддержание и развитие своих производственных мощностей и оптимизацию логистики, так как в отличие от конкурента Coca-Cola, Pepsico сама производит товары на своих заводах.
Акционеры
Акционерная структура Pepsico не отличается от стандартов американского рынка – большинство акций принадлежит различным институциональным инвесторам во главе с крупными пассивными фондами BlackRock и Vanguard.
Плюсы и драйверы роста
Диверсификация бизнеса
В отличие от Coca-Cola, бизнес Pepsi хорошо диверсифицирован и доходы в равной степени распределены между напитками и едой. К тому же снэки отлично дополняют сегмент напитков – когда покупают газировку Pepsi или Coca-Cola, дополнительно часто берут чипсы и другие закуски.
Cильный бренд
У Pepsi не такой известный бренд, как у Coca-Cola, но благодаря маркетинговым войнам между этими компаниями, которые ведутся уже более 50 лет, наверное, нет человека, который бы не знал про Pepsi. К тому же компания не ограничивается только напитками, поэтому в сфере снэков Pepsi имеет преимущество с известными Frito-Lay в Северной Америке и Lays в европейском регионе. Также Pepsi продолжает активно инвестировать в развитие своей продукции и тратит миллиарды долларов на рекламу и укрепление своих брендов.
Минусы и риски
Регулирование и общественное мнение
В данном плане регуляторные риски те же самые, что и у Coca-Cola. Продукция компании при частом употреблении вредна для здоровья, так как в ней содержится очень большое количество сахара, что может вызвать проблемы с лишним весом, сахарный диабет и другие заболевания. Чипсы и другие снэки также сложно отнести к полезной для здоровья продукции. В большинстве стран мира продажи Pepsi и Coca-Cola не имеют специального регулирования, однако в последние годы давление на отрасль усиливается. Например, Мексика, большая доля населения которой страдает от лишнего веса и где очень популярны сладкие газированные напитки, ввела на них в 2015 году “сахарный” налог. Кроме того, в развитых странах среди большой доли населения набирает популярность тренд на здоровый образ жизни, который также не предполагает употребление газировки или вредных снэков.
В худшем случае продажи газированных напитков могут пойти по пути табачной отрасли или алкогольных напитков – на продукцию будут вводиться дополнительные налоги, на точки продаж и каналы продвижения могут накладываться различные ограничения, а часть инвесторов может отказаться от инвестиций в акции компании, так как они не будут соответствовать ESG принципам. В ближайшие годы резкий переход к такому сценарию маловероятен, но долгосрочно это может быть одним из рисков.
Большая зависимость от рынка в США
На продажи в Северной Америке (в основном в США) приходится примерно две трети выручки и операционной прибыли компании, значительно больше чем, например, у Coca Cola. С учетом того, что основной потенциал долгосрочного роста FMCG рынка сконцентрирован в развивающихся странах, где бренд Pepsi в основном значительно менее известен, чем Coca Cola, компании может быть сложнее наращивать показатели. К тому же в случае ужесточения регулирования вредных для здоровья напитков и снэков в США бизнес Pepsi пострадает сильнее из-за более высокой концентрации бизнеса.
Оценка бизнеса
Исторически Pepsico торговалась по EV/EBITDA NTM с небольшим дисконтом к другим крупным FMCG компаниям и значительным дисконтом к Coca Cola, правда у последней почти нет собственного производства, поэтому отчасти такая премия оправдана. В данном случае корректнее сравнивать компании по P/E, весь FMCG сектор торгуется в достаточно узком диапазоне и стоит 20-24 NTM прибыли. На мой взгляд это достаточно много для бизнеса с низкими темпами роста и долгосрочными рисками из-за вредной продукции.
Текущее мнение об акциях компании и дополнительные материалы про бизнес доступны для подписчиков
Комментарии к посту доступны для подписчиков
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: