Summary
Акции: MO (NYSE, СПб)
Страна: бизнес и головной офис располагаются в США
Сфера: табачные изделия (сигареты, сигары, электронные стики, жевательный табак)
Позиция на рынке: №1 на рынке сигарет и табачных продуктов в США с долей около 50%
Рост бизнеса: стагнирует, 4% в 2020 году
Прибыльность: высоко маржинальный, прибыльный
Баланс: умеренная долговая нагрузка, Net Debt/EBITDA ~2
Дивиденды: высокие дивиденды – 7%, постепенно повышает выплаты в абсолютном выражении
Контроль: нет мажоритарного акционера
Крупнейшие акционеры: пассивные фонды
Динамика акций:
Бизнес
Altria Group (MO на NYSE, СПб) – американская табачная компания, один из крупнейших производителей сигарет в мире. Изначально компания была частью огромного бизнеса Philip Morris, но в 2008 произошло разделение PM на 2 компании с целью разграничения географии бизнеса: Altria Group работала в США, а Philip Morris International во всем остальном мире.
Главный бизнес Altria – производство и продажа табачных изделий. Бренды компании все те же, что и у Philip Morris International, при этом около 88% поставок сигарет приходится на Marlboro, который крайне популярен в США. Также Altria производит и продает сигары, поставки которых занимают менее 2% от общего объема.
В отличие от Philip Morris International, которая сделал ключевую ставку на IQOS, Altria инвестировала в развитие некурительных табачных изделий вроде жевательного табака, никотиновых пластырей или электронных стиков Juul. Также Altria занимается продажей алкогольных напитков – как правило, это вино, однако этот сегмент в масштабах всего бизнеса Altria не значителен.
На рынке сигарет и некурительных изделий Altria является безоговорочным лидером, занимая почти 50% рынка.
Описывая бизнес компании, стоит также отметить, что Altria активно ведет инвестиционную деятельность. В 2008 году Altria также купила за $10 млрд UST – лидера рынка некурительных табачных изделий. Также Altria инвестирует в смежные сегменты рынка, которые могут представлять долгосрочную угрозу для ее бизнеса или наоборот быть комплиментарными. Сегодня можно выделить три крупных компании, в которых у Altria есть значимая доля в бизнесе:
- Juul Labs – производитель электронных стиков. В 2018 году Altria инвестировала $12.8 млрд, получив 35% долю в капитале компании. Инвестиция оказалась не очень удачной – стоимость Juul упала на 85% из-за регуляторных ограничений на продажу продукции компании.
- Cronos – канадский производитель каннабиса. Altriа инвестировала около $2 млрд и сейчас владеет 45% акций компании. Пока инвестиция также была не очень удачной, стоимость Cronos с момента инвестиций Altria значительно снизилась.
- Anheuser-Busch InBev (NYSE: BUD)- крупнейший производитель пива. Одна из первых инвестиций компании, сейчас Altria владеет около 10% BUD, что составляет примерно $15 млрд.
Финансовые показатели
В целом, у Altria очень прибыльный бизнес, хотя есть и убыточные кварталы из-за переоценки активов, однако выручка компании стагнирует или растет минимальными темпами на протяжении последних лет.
Altria Group не является исключением в табачной индустрии и подвержена влиянию общего тренда – количественные продажи сигарет снижаются из года в год. При этом за счет повышения цен на продукцию этот эффект нивелируется, и выручка компании не падает или даже немного увеличивается. На доходы от сигарет приходится более 85% выручки, практически вся остальная часть приходится на жевательный табак, пластыри и прочую продукцию Oral Tobacco. Последняя обладает высокой маржинальностью, что позволяет при доле в ~10% от выручки генерировать 15% операционной прибыли.
Исторически у Altria была низкая долговая нагрузка – Net Debt/EBITDA LTM находился на уровне 1, однако в последние 2 года компания увеличила чистый долг почти в два раза до $24 млрд в связи с инвестицией в Juul Labs, сейчас Net Debt/EBITDA LTM около 2. Такое увеличение не является критичным для компании, Altria стабильно генерирует FCF, которого хватает на выплату дивидендов и небольшие байбеки. Див доходность Altria с 2018 года значительно выросла и сейчас составляет почти 7% – это очень много по меркам американского рынка.
Акционеры
Как и у большого количества крупных компаний, основными акционерами являются пассивные фонды, владеющие большей частью капитала. Среди крупных можно выделить известные BlackRock и Vanguard Group.
Плюсы и драйверы роста
Специфика продукта и рынка
Табачный рынок является олигополией, на котором работает всего несколько игроков в каждой стране. Из-за этого между компаниями нет сильной ценовой конкуренции и они могут регулярно повышать цену на свою продукцию, чем как минимум частично компенсируют спад продаж в натуральном выражении в последние годы. К тому же из-за того, что рынок зарегулирован, существует очень высокий барьер входа для новых игроков, да и навряд ли сегодня найдется много желающих построить сильный табачный бизнес.
Кроме того, сигареты сами по себе являются почти идеальным продуктом с точки зрения бизнеса, так как вызывают привыкание у пользователей. Большинство людей курит ежедневно, многие по много раз в день, и преодолеть такую привычку большинству людей крайне сложно из-за физиологического и психологического привыкания.
Растущий сегмент IQOS
Несмотря на то, что продукт был разработан довольно давно и PMI уже лет 5 активно продает системы нагревания табака во всем мире, Altria в США столкнулась с регуляторными сложностями, которые были преодолены в конце 2019 – тогда Altria запустила продажи IQOS в США. При этом право называть IQOS изделием с пониженным вредным воздействием компания получила совсем недавно – в середине 2020 года.
Низкие мультипликаторы
Мультипликаторы компании заметно снизились за последние несколько лет и сейчас она стоит 9-10 P/E и EV/EBITDA, что намного ниже средних значений среди компаний на американском рынке. Это также значимо дешевле PMI, хотя и выше других табачных компаний, которые стоят еще дешевле. В целом акции Altria сильно упали за последние 3-4 года и рынок уже заложил значимый негатив относительно компании и сектора в котировки.
Минусы и риски
Общественное мнение и регулирование
Из-за вреда здоровью табачный бизнес находится под очевидным регуляторным давлением, которое потенциально может выражаться в ограничении на продажу или повышении налогов, что негативно влияет на показатели компаний. В большинстве стран мира уже запрещена прямая реклама и открытая выкладка сигарет в магазинах, а большую часть упаковки занимают предупреждения о вреде курения для здоровья. В результате табачным компаниям все сложнее дифференцировать бренды и коммуницировать с потребителями.
К тому же сильному регулированию в 2019 подвергся сегмент электронных стиков Juul – компании предъявлены многочисленные иски в связи с появлением различных проблем со здоровьем (судороги, проблемы с легкими), вызванных продукцией Juul. Как результат, сейчас продажи стиков со многими вкусами, кроме табака и ментола, приостановлены до получения разрешения от FDA.
Кроме того, в последние годы набирает популярность тренд на ESG инвестирование, из-за которого все больше инвесторов предпочитают не покупать вредные бизнесы, а фонды выводят деньги из таких компаний. В результате акции табачных компаний могут находиться под давлением, так как из бизнес очевидно противоречит ESG принципам.
Изменение трендов в обществе
В последние годы произошло значительное изменение восприятия сигарет в развитых странах. Если раньше курить сигареты считалось “модным”, то сейчас все больше людей стремиться придерживаться здорового образа жизни и избегать курения.
Текущее мнение об акциях компании и дополнительные материалы про бизнес доступны для подписчиков
Важные новости
29.04.2021 – FDA планирует запретить продажи сигарет с ментолом в США. Подробнее.
Сигареты с ментолом популярны среди молодой аудитории и часто являются первым табачным продуктом на пути к регулярному курению. Их запрет может оказать умеренно негативное влияние на бизнес табачных компаний.
Комментарии к посту доступны для подписчиков
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: