Анализ сделан подписчиком Михаилом Печеньковым. Далее текст автора.
Take-Two Interactive
Расскажу про интересную компания Take-Two Interactive Software.
Take-Two Interactive Software, Inc. (далее T2) – американская корпорация, владеет несколькими издателями видеоигр: Rockstar Games, 2K, Private Division, Socialpoint. Компания не входит в когорту лидеров по объемам (11-ое место среди публичных компаний), но выпускает масштабные проекты и развивается на всех рынках (ПК, консоли, мобильные игры). Акции компании торгуются на NASDAQ, также доступны на СПБ бирже, тикер: TTWO.
Обзор будет поделен на 4 части:
- Рынок видеоигр;
- Деятельность компании и ближайшие планы;
- Финансовое положение и мультипликаторы;
- Смотрим на конкурентов
Короткая справка для тех, кто не следит за видеоигровой индустрией:
Принцип работы: T2 работает через издателей, издатели сотрудничают/владеют студиями. Как правило, студии обособлены и имеют свои задачи. В задачи входит: локализация игр, разработка игрового двигателя, портирование проектов (перенос на другие платформы), создание игр и другое. Крупные издатели 2K и Rockstar Games владеют множеством студий, соответственно, контролируют почти весь процесс производства (в зависимости от сложности проекта).
Процесс создания качественной видеоигры:
- Предпродакшн – пишется сюжет и концепция, обсуждается бюджет, издатель одобряет или не одобряет проект.
- Производство – здесь пишется исходный код, художники рисуют графику, а звукооператоры работают с музыкой. В зависимости от сложности проекта задачи расширяются. В флагманские проекты зовут играть актеров, боевую систему делают с захватом движения, разработчики спортивных симуляторов тесно работают со спортсменами.
- Поддержка – для однопользовательских игр это патчи и работа над ошибками, для многопользовательских игр – поддержание серверов, патчи, создание дополнительного контента для удержания игроков.
На чем зарабатывают: прямые продажи копий + дополнений; встроенные покупки; продажи мерчендайза.
Рынок видеоигр
Количественные данные в этом разделе взяты из ежегодных отчетов Global Games Market Report от маркетинговой/аналитической компании Newzoo.
Рынок видеоигр уже много лет растет хорошими темпами. Нынешняя ситуация в мире краткосрочно положительный фактор, но при продолжительной рецессии деньги на видеоигры тратить будут меньше:
Предлагаю взглянуть на разбивку по регионам:
Как видно, в 2019 году Азия показала сомнительную динамику на фоне всех остальных:
- В 2019 году Китай заморозил выдачу лицензий на продажу видеоигр почти на 9 месяцев, что сильно повлияло на результат всего региона.
- Китайское правительство хочет бороться с компьютерной зависимостью у подростков, поэтому вводит ограничительные меры на экранное время.
Китай – самый крупный регион по объему выручки, вопрос с лицензиями решился, однако ограничение экранного времени осталось, и оно должно повлиять на динамику региона.
Разбивка по устройствам:
Здесь нужно обратить внимание на рынок мобильных игр, рост (в динамике) вызван:
- Увеличением мощности мобильных устройств;
- Переходом браузерных ПК игр на смартфоны и планшеты.
На последний год рынка мобильных устройств повлияло:
- Мобильные игры больше всех пострадали от остановки лицензирования в Китае, так как нужно постоянно выпускать новые;
- Для дальнейшего роста необходимы крупные проекты.
Хорошей точкой роста для консолей будет релиз нового поколения приставок от Sony и Microsoft, оба релиза намечены на конец 2020.
Динамика доли рынков ПК и консолей будут сильно зависеть от цен на новое поколение консолей. По слухам цены будут начинаться от $500, что все также привлекательнее ПК для геймеров. Жду снижения доли ПК (без снижения объема).
Теперь о минусах. За последний год в медийное пространство начали попадать слухи о плохом отношении компаний к разработчиками. Вот интервью бывшего аниматора крупной студии, который критикует условия работы ( https://dtf.ru/gameindustry/112146-naughty-dog-bolshe-ne-luchshie-byvshiy-animator-the-last-of-us-part-ii-raskritikoval-rabotu-v-studii).
Работники студий жалуются на сжатые сроки ради хороших отчетов и переработки. В интервью бывший аниматор студии Naughty Dogs говорит о текучке кадров из-за переработок, и о том, что новая команда требовала много времени для обучения. В итоге сроки все равно срываются и в добавок уходят качественные кадры. Решение проблемы повлияет на сроки проектов и на расходы компаний.
Итог. Рынок видеоигр сейчас на подъеме, сдерживающими факторами остаются Китай, дальнейшее развитие мобильных игр и недовольство работников.
Деятельность компании
Пройдемся по каждому издателю и его ключевым проектам. Здесь будет много текста, но именно этот текст объяснит все цифры в следующем разделе.
- Rockstar Games
Ключевые проекты: GTA, Red Dead Redemption
Издатель отлично показывает себя, в 2018 выпустили RDR2 на консоли, в 2019 портировали на ПК, жду хорошие цифры. GTA 5 уже 7 лет, но Rockstar продолжают выпускать контент, онлайн (количество игроков) игры остается хорошим. Продано 110 миллионов копий, это одна из самых коммерчески успешных видеоигр.
Новые проекты: GTA 6, игру пока не анонсировали. По слухам анонс будет в ближайшее время, релиз во второй половине 2021.
- 2K
Ключевые проекты: NBA, Civilization, Borderlands, Bioshock, Mafia, XCOM
2K Спорт
У 2K уже давно эксклюзивный контракт с крупнейшей баскетбольной лигой мира, поэтому ежегодно выпускается NBA2K (аналогично FIFA). Игра имеет плохие пользовательские рейтинги (1 из 10 User Score на Metacritic), но вариантов у игроков нет. Компания продвигает NBA2K в Китай через сотрудничество с Tencent. В Китае доступна бесплатная онлайн версия NBA 2K20, по словам CEO около 45 миллионов игроков.
2K Firaxis Games
2K издает серию Civilization (стратегия от древнего мира до современного). 6 часть вышла в 2016 году, в 2019 году выпустили большое обновление Gathering Storm. Что важно, Civilization 6 качественно портирован на мобильные устройства.
XCOM – пошаговая стратегия против инопланетян. XCOM 2 также выпущена в 2016, в 2018 году получила масштабное обновление.
Новые проекты: только слухи о производстве новой Civilization.
2K Другие проекты
В 2019 году выпустили Borderlands 3, у игры хорошие отзывы и есть своя фанатская база.
Анонсировали новый Bioshock, но игру только начали разрабатывать, не стоит ждать раньше 2022 года. Общий тираж серии (3 игры) 34 миллиона копий.
Разработка Mafia 4 почти завершена, точной даты релиза нет, слухи – 2021 год. 3 часть далеко не всем понравилась, но коммерческого провала не было.
- Private Division
Ключевые проекты: Kerbal Space Program, The Outer Worlds, Ancestors: The Humankind Odyssey
В 2019 году выпустили The Outer Worlds. Однопользовательская игра от разработчиков Fallout: New Vegas. Сейчас 3-4 млн проданных копий. Успешный проект.
Ancestors: The Humankind Odyssey – эволюция от третьего лица, противоречивый проект.
На 2020 год запланировано 2 релиза:
Kerbal Space Program 2 – обновленный космический симулятор. Популярная нишевая игра, ожидаю очень хороший относительный результат.
Disintegration – шутер от первого лица с уклон в мультиплеер. Сейчас в закрытом тестировании. Для успеха таких проектов нужно много рекламы, но Private Division пока не торопятся. Рынок крайне конкурентный, так что вряд ли увидим хорошие цифры.
- Socialpoint
Выпускает мобильные игры. Все проекты работают на встроенных покупках.
Последние новости (из интервью менеджмента и пресс релизов):
- Пару недель назад T2 объявили, что сразу на несколько лет заключили сделку с NFL (лига американского футбола) и EA (текущий издатель симулятора по NFL). EA не теряет свой контракт. T2 выпустит в 2021 футбольную игру, но не симулятор (“non-simulation football game”). Не очень понятно, что именно выпустит компания, но она уже работает над несколькими проектами.
- В Tencent и T2 довольны результатами сотрудничество в Китае.
- Китайский рынок вызывает большой интерес, и компания ищет новые возможности.
- Компанию интересует бизнес через подписку, и она постепенно движется в этом направление.
- Сотрудничество со стриминговыми платформами от Google и Microsoft. Отличный инструмент продвижения, учитывая недовольство политикой Twitch (самая популярная платформа на данный момент) со стороны пользователей.
Финансовое положение и мультипликаторы
T2 за последние 5 лет показали очень уверенный результат:
- Хороший среднегодовой рост выручки (вид деятельности компании и стратегия предполагают скачки, поэтому стоит оценивать среднегодовой рост);
- Начали зарабатывать прибыль;
- Отличная динамика ебитды, операционной прибыли.
- В последний год не было взрывного роста, но при этом не было новых масштабных проектов, очень важно, что компания показала возможность создания и поддержания постоянных денежных потоков. Следующей точкой роста станет конец 2021-2022 года.
По балансу:
- Краткосрочные обязательства на 50% состоят из неучтенных расходов, на 40% из доходов будущих периодов. Оставшаяся часть и половины долгосрочных обязательств – это лизинг.
- У компании крупная сумма на счетах и нет кредитов, при текущей ситуации можно ждать приобретений. CEO говорил, что они ищут выгодные предложения, а также смотрят на смежные рынки.
- Компания не проводит байбеки и не платит дивиденды.
- Относительно небольшой гудвилл, 400 млн $ на 31 декабря 2019.
Рентабельность
Мультипликаторы
Подробнее распишу в сравнение с другими компаниями.
Ниже прогноз по выручке и прибыли до 2023 года от Simply Wall Street. Он отражает реальность, в этом году компания не планирует выпускать крупные проекты, поэтому ожидаю падения выручки. Прибыль будет поддерживать выпуск дополнений к текущим играм и внутренние покупки.
Смотрим на конкурентов
Из конкурентов я взял самые очевидные компании – Electronic Arts и Activision Blizzard. Однако, их модель отличается от T2. Они почти не выпускают игры с уклоном в однопользовательский режим, любят зарабатывать на встроенных покупках и бесплатном доступе.
- По размеру обе компании больше Take Two.
- P/E Electronic Arts обусловлен стагнацией выручки и чистой прибыли на протяжении последних 5 лет.
- Activision Blizzard показывают умеренный рост, так что оценены по рынку.
- Take Two находится в стадии роста, поэтому дорого оценена.
- Рентабельность продаж (в таблице не указана) у T2 значительно ниже, чем у EA и Activision Blizzard (12% против 40% и 18% соответственно)
- У всех компаний отрицательный чистый долг.
- Нагрузка по обязательствам у Take Two самая большая.
Итог
Рынок видеоигр находится в хорошем состоянии, COVID-19 положительно скажется на нем в краткосрочной перспективе. Но не разделяю полного оптимизма Newzoo относительно его перспектив и думаю, что проблемы с разработчиками и ограничения Китая дадут о себе знать в ближайшие пару лет в снижение темпов роста.
T2 провела отличную «пятилетку» по всем показателям, в ближайшие два года не планируют выпускать крупных проектов, поэтому ожидаю небольшое снижения финансовых показателей.
Среди конкурентов считаю компанию самой перспективной на рынке несмотря на высокую оценку из-за наличия Rockstar Club. Компания хорошо диверсифицирована внутри рынка: есть 2K, которая выпускает спортивный симулятор, стратегии и хорошие проекты, а также работает на рынке мобильных игр. Есть отдельный издатель мобильных игр.
У T2 есть издатели, которые будут выдавать умеренно-хороший результат и поддерживать финансовые показатели на одном уровне, пока Rockstar работают над проектами, которые продаются тиражами в десятки миллионов.
Открыл небольшую позицию по 107$, планирую увеличить позицию, если рынок откроет еще одну точку входа около цены в 100$. Вижу хороший потенциал на горизонте 3 лет.
Анализ участвует в конкурсе, авторы трех лучших материалов по итогам голосования подписчиков сайта получат денежные призы. Если вам понравился анализ, проголосуйте за него кнопкой “лайк” ниже.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: