Способы получения подписки
Одно из направлений в развитии ресурса, которое я всегда считал важным – сделать на основе сайта площадку, на которой разные инвесторы могут делиться своими мыслями и идеями на зарубежных рынках. В отличие от ММВБ, где всего условно 50-100 нормальных компаний, которые можно было бы покрыть в одиночку, зарубежом торгуются десятки тысяч акций, которые самому охватить невозможно.
В связи с эти решил уточнить принцип, согласно которому планирую начислять дополнительный доступ для подписчиков, которые хотят более активно участвовать в развитии проекта и делиться своей аналитикой. В настоящий момент есть несколько возможных форматов контента:
- Публикация пользователем небольшой заметки о компании/индустрии/событии – за каждый пост начисляю 1 месяц подписки на сайт
- Публикация пользователем обзора/анализа компании – за каждый обзор начисляю 2-3 месяца подписки на сайт
- Публикация пользователем инвестиционной идеи – за каждую идею начисляю 3 месяца подписки на сайт
- Публикация пользователем анализа индустрии – за каждый анализ начисляю 3-6 месяцев подписки на сайт
Кроме того, если на сайте публикуется инвестиционная идея по наводке пользователя – за каждую идею начисляю 1 месяц при публикации и дополнительно 2 месяца в случае успешной реализации идеи (относится в первую очередь к краткосрочным арбитражным идеям). В этом случае пользователю не нужно ничего оформлять, достаточно сформулировать идею и/или привести ссылку на ее описание в другом источнике. Бонусная подписка не начисляется, если идея уже опубликована на одном из ресурсов, про которые я сам писал на сайте, например, этом.
Возможно, параметры начисления подписки со временем будут меняться, но общий принцип планирую оставить неизменным – получить доступ к материалам сайта можно не только за деньги, но и в обмен на потраченное время, чтобы подготовить хорошую аналитику, которая будет полезна другим подписчикам.
Важный момент – материалы, за которые начисляется подписка, не должны где-либо публиковаться, кроме как на ресурсе Long Term Investments, как до, так и после публикации (при этом ссылки на материал, опубликованный на сайте LTI, можно публиковать в любых канал и они только приветствуются). В случае, если это правило не будет соблюдаться, бонусная подписка будет аннулирована. Публикация по умолчанию происходит в закрытой части сайта, но по просьбе автора может быть сделана с открытым доступом. На текущий формат доступа не влияет на условия начисления подписки.
Еще один важный момент – при выборе компании или индустрии для обзора/анализа/инвест. идеи стоит сделать предварительный поиск по сайту, чтобы посмотреть, не разбиралась ли она ранее. Бонусная подписка начисляется только за обзоры новых компаний, которые ранее не разбирались на сайте, или разбирались достаточно давно и уже не совсем актуальны. В случае, если на сайте уже есть контент о компании/сфере, но вы считаете, что можете его значительно дополнить или осветить с другой стороны, можно обсудить в индивидуальном порядке.
При публикации материала всегда указывается его автор и сохраняется оригинальный текст за исключением опечаток. В то же время все публикуемые материалы проходят проверку перед публикацией – я тщательно модерирую весь контент на сайте, чтобы поддерживать высокое качество материалов. Если пост не соответствует минимальному необходимому уровню, я всегда даю обратную связь автору с рекомендацией, что нужно доделать или скорректировать, чтобы материал можно было опубликовать.
Ниже подробно опишу, какую минимальную информацию, на мой взгляд, должен содержать каждый тип контента и как его публиковать. Структура ниже не является жесткой и не обязательно ей следовать по каждому пункту – скорее это ориентир, на какую информацию нужно обращать внимание при создании материала. Также ниже приведу примеры записей и полезные ресурсы, которые помогут более быстро и эффективно оформлять посты.
Заметка от подписчика
Заметка – это самый простой формат контента, который обычно не требует длительного времени на подготовку. Фактически это способ для подписчиков поделиться своими мыслями и обсудить их с другими участниками сообщества. Чтобы подобный контент был полезен другим участникам сообщества, он должен соответствовать нескольким правилам, описанным ниже. Как и любая публикация на сайте, заметка проходит модерацию перед публикацией.
Темы для заметки. Это самый широкий с точки зрения возможных вариантов формат контента – пост может быть посвящен какой-то компании, индустрии, событию/новости т.д. Важно, чтобы тема поста непосредственно относилась к фондовому рынку и каким-либо активам, которые доступны широкому кругу инвесторов. Стоит заранее сказать, что я очень скептически отношусь к рассуждениям про макроэкономику, политику, стоимость валют, нефти, а также к любым формам теханализа, подобные темы с высокой вероятностью не пройдут модерацию.
Формат заметки. Пост должен иметь прикладной характер – в нем должно содержаться мнение автора о потенциальной привлекательности (или не привлекательности) для инвестиций какого-то актива или группы активов, или описано возможное влияние события или новости на стоимости какого-то / каких-то активов. Это мнение должно быть подкреплено цифрами и фактами, а не просто являться голословным утверждением. Не обязательно делать сложной и подробный анализ, но должна быть понятная логика рассуждений.
Примеры тем заметок:
- Рассказать про значимое корпоративное событие для какой-либо компании (например, крупная сделка) и как оно может отразиться на ее бизнесе
- Проанализировать динамику спроса и предложения на какой-то сырьевой товар и как это может отразиться на бизнесе компаний, которые его добывают
- Рассмотреть новое регулирование в какой-то индустрии и поделиться мыслями о его влиянии на бизнес ключевых игроков на этом рынке
Пример готовой заметки можно посмотреть здесь.
Обзор/анализ бизнеса
Обзор – это краткое описание бизнеса компании и ее финансовых показателей. Обзор обычно не является основанием для покупки акций компании – это скорее предварительный анализ, который дает понять, насколько интересен бизнес и стоит ли более глубоко его изучить. Обычно хороший обзор включает несколько блоков.
Описание бизнеса. Из него должно быть понятно, чем занимается компания, на каком рынке работает и как зарабатывает деньги. Например, “IT-компания, которая делает софт для предприятий” – плохое описание, из него непонятно, что за бизнес. А “американская IT-компания, которая разрабатывает софт для ведения бухгалтерии для малого и среднего бизнеса и продает его по модели подписки в США и Западной Европе” – хорошее описание. Обычно описание бизнеса включает несколько пунктов:
- Что продает компания (какие товары/услуги). Если у компании несколько сегментов бизнеса, стоит их коротко описать.
- Кому продает (крупным компаниям, малому и среднему бизнесу, потребителям, государственным органам и т.д.).
- Как продает (какая бизнес-модель).
- Где продает (в каких регионах/странах/частях страны).
Важный момент – лучше не делать обзоры российских компаний и крупных популярных зарубежных компаний на СПб бирже (Tesla, Apple, Coca Cola и т.д.) – про них уже доступно огромное количество аналитики в открытом доступе и требования к качеству обзора будут намного выше (т.е. чтобы анализ прошел модерацию, он должен содержать нестандартную/глубокую аналитику). Кроме того, не стоит делать обзор компании, если вы не до конца понимаете ее бизнес – это может относиться к сложным технологическим продуктам или секторам вроде биотеха, которые требуют специальных знаний.
Финансовые показатели. Ключевые метрики, которые обычно важны для большинства типов бизнеса:
- Выручка и ее темпы роста
- EBITDA и чистая прибыль
- Операционный и чистый денежный поток
- Чистый долг, долговая нагрузка
- Дивиденды и дивидендная доходность
Из обзора финансовых показателей должно быть понятно, что происходит в бизнесе компании – он растет/стагнирует/падает, убыточный или прибыльный, закредитованный или с крепким балансом и т.д. Объяснение причин динамики показателей будет плюсом, но не является обязательным в рамках обзора.
Динамика акций и оценка бизнеса. Стоит показать, какая была динамика котировок в последние месяцы/годы, а также как текущая оценка компании соотносится с ее историческими значениями и аналогами/конкурентами. Оценку можно сравнивать по основным мультипликаторам вроде P/E, EV/EBITDA, EV/S в зависимости от типа бизнеса. В зависимости от ситуации обычно берут либо LTM (последние 12 месяцев), либо NTM (прогноз на следующие 12 месяцев) показатели.
Полезные ресурсы. Ниже приведу основные источники информации, которые сам использую для анализа компаний и оформления постов:
- Информацию о бизнесе компании, как правило, можно найти на ее сайте, в презентациях для инвесторов, квартальных/годовых отчетах (10Q/10K) и т.д. Для оформления поста часто можно сделать несколько скриншотов из последней презентации для инвесторов, которые наглядно покажут суть бизнеса.
- Для построения графиков с динамикой финансовых показателей и мультипликаторов лучший ресурс – Koyfin (бесплатный).
- Для быстрого понимания как выглядит отчетность компании можно использовать Yahoo finance (бесплатный, не очень удобный), Rocket Financial (бесплатный, не все компании) или Seeking Alpha (бесплатный с ограничениями). Но при оформлении поста лучше вставлять графики из Koyfin или построенные самостоятельно в Excel, а не таблицы с большим количеством цифр.
- Прогноз аналитиков по основным метрикам бизнеса на 3 года вперед (актуально для компаний с быстрыми темпами роста бизнеса) можно найти на ресурсе MarketScreener (вкладка Financials в профиле компании).
- Смотреть историческую динамику котировок и сравнивать ее с другими активами удобнее всего на Tradingview (бесплатный).
Обзор должен содержать вывод, что автор думает о бизнесе компании, но в нем может не быть прямого указания, можно ли считать акции интересными для покупки. Например, вывод может заключаться в том, что у компании качественный бизнес, но требуется более глубокий анализ, чтобы понять, насколько обоснованы его мультипликаторы.
Пример того, как может выглядеть простой обзор, здесь. Пример детального анализа здесь.
Инвестиционная идея
Инвестиционная идея обычно включает в себя те же пункты, что и обзор компании, но требует более полного понимания и описания ее бизнеса. Также в рамках идеи должна быть сформулирована понятная логика, почему автор считает акции привлекательными для покупки и держит в портфеле. Она может заключаться в одном или нескольких аспектах, среди которых могут быть (примеры ниже не являются исчерпывающим списком):
- Сравнение с аналогами и относительная недооценка компании
- Потенциал роста бизнеса и/или увеличения его прибыльности, что может привести к переоценке компании
- Ожидаемое значительное событие, которое может стать драйвером для переоценки (сделка, одобрение препарата, новое регулирование и т.д.)
Уровни, фигуры и прочие элементы теханализа не являются основанием для инвестиционной идеи.
Анализ индустрии
Как правило, подобный анализ имеет смысл, если автор считает индустрию потенциально интересной для инвестиций (или наоборот уверен, что ее стоит избегать или шортить). Анализ индустрии обычно включает в себя следующие пункты:
- Описание рынка, его размера и исторической динамики
- Прогноз о дальнейшем развитии рынка и ключевых трендов, которые на него влияют
- Структура рынка с точки зрения представленных на нем компаний и их конкурентных позиций
- Список доступных инструментов для инвестиций в данную индустрию (помимо акций отдельных компаний это могут быть ETF и т.д.)
- Наилучший способ инвестиций в данную индустрию по мнению автора с обоснованием причин
Если индустрия является олигополией, в которой представлено всего несколько компаний, вероятно, для полноценного анализа потребуется как минимум краткое рассмотрение каждого бизнеса. Если на рынке представлено большое количество игроков, рассмотрение всех компаний не требуется, но должна быть понятная логика, исходя из которой выбирается оптимальный способ инвестиций в индустрию. При выборе в качестве способа инвестиций в индустрию акций одной или нескольких компаний необходимо подробно рассмотреть их бизнес, включая финансовые показатели, оценку и т.д.
Пример анализа индустрии и инвестиционной идеи на его основе здесь. Еще один пример детального анализа индустрии здесь.
Еще один способ
Если на сайте публикуется инвестиционная идея по наводке пользователя, также начисляю бонусную подписку. В отличие от обзоров и анализов, в случае с идеями подписчику не нужно тратить время, чтобы опубликовать материал. Достаточно написать в комментариях на сайте или любым другим способом короткое описание идеи. Если я посчитаю, что идея достаточно интересна, чтобы купить в свой портфель, то самостоятельно оформлю ее на сайте.
За каждую “подсказанную” идею начисляю 1 месяц бонусной подписки. Если идея успешно реализуется и закрывается с прибылью, начисляю еще 2 месяца подписки. В первую очередь речь идет о краткосрочных арбитражных идеях – подробно описывал как их искать здесь. Для долгосрочных идей это правило тоже действует, но в этом случае для получения бонусной подписки нужно четко сформулировать инвестиционный тезис, а не просто предложить посмотреть на тикер.
Как публиковать материалы на сайте
Публикация материалов на сайте доступна всем пользователям независимо от наличия платной подписки на момент написания материала. Если материал удовлетворяет требованиям, он будет оформлен на сайте и опубликован в течение нескольких дней, а автор сразу получит бонусную подписку. Если материал не полностью соответствует описанным выше критериям, его автор обязательно получит фидбэк, что стоит доработать.
Оформить материал можно в Word или Google Doc и прислать на почту info@longterminvestments.ru или в Telegram @StrategyGuy.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: