Adyen – нидерландская финтех компания, которая торгуется на амстердамской бирже в евро под тикером ADYEN и на американском внебиржевом рынке OTC под тикером ADYEF. Adyen предлагает услуги платежной платформы, позволяющей принимать оплату в E-commerce, мобильных приложениях и различных пунктах продаж. Adyen поддерживает более 200 методов оплаты в 150 странах.
История компании
Чтобы лучше понять причины создания Adyen и ее миссию, нужно посмотреть на историю другой финтех компании – Bibit, которая являлась ведущей интернет платформой Ent-to-end платежей в начале нулевых. Bibit была основана в 1997 году (как раз в это время нарастал интернет бум, что позволило Bibit быстро укрепиться на новом рынке) и предоставляла E2E сервис с поддержкой более 70 методов оплаты в Европе, Азии и США. К 2003 году Bibit являлась одним из топ-5 наиболее быстро развивающихся технологических стартапов Европы – GMV (Gross Merchandise Value – общий объем оборота товаров) за год вырос в 3 раза до 3 млрд евро, что на тот момент было отличным показателем. Тогда ее и купил Royal Bank of Scotland (RBS – Королевский банк Шотландии). В следующие три года Bibit почти не развивалась из-за неоднозначной политики нового правления. В это время из Bibit начали массово уходить сотрудники, так двое из них – Pieter van der Does и Arnout Schuijff решили основать свою компанию, которая бы развивалась и придерживалась первоначальных целей Bibit. Так в 2006 году была основана Adyen – интересно, что в переводе с суринамского adyen означает “start over again (начать все сначала)”.
Обзор бизнеса
Обычный поставщик платежных решений (PSP – Payment Service Provider) имеет свой собственный счет, и когда один из клиентов совершает покупку, PSP отправляет запросу эмитенту карты о наличии необходимой на карте суммы, затем происходит поступление средств на счет PSP, из которых вычитается комиссия PSP. Системы таких поставщиков как правило легко интегрируются в бизнес, и принимают большинство кредитных и местных карт в нескольких десятках стран мира.
Но когда компания имеет глобальный бизнес с несколькими сотнями или тысяч точек, она принимает платежи в большем количестве стран, чем может предложить один PSP. Ее система торговых точек сильно фрагментирована и ей необходимы несколько таких поставщиков и различные платежные шлюзы. Это уже не единая система, с которой намного тяжелее работать. Именно такой тип клиентов (как правило, это средний или большой бизнес) работают с Adyen, которая предлагает единую систему платежей для физических точек и онлайн продаж с более чем 200 способами оплаты в более чем 150 странах.
При работе с обычными PSP такой компании пришлось бы иметь несколько поставщиков, у каждого из которых были бы свои счета и коммуникация с местной инфраструктурой банков – все это усложняет процесс автоматизации и не дает более полного охвата платежных систем. Для работы с Adyen клиентам нужно создать свой собственный счет, на который будут поступать средства за вычетом комиссии Adyen. Всю коммуникацию с местной инфраструктурой в виде банков, кредитных сетей Adyen берет на себя.
Кроме этого, Adyen это единая система, с которой сбор данных и их анализ проще чем с несколькими PSP. Это помогает клиентам повысить конверсию клиентов и уровень продаж.
До коронавируса бизнес компании рос быстрыми темпами – около 50% в 2019 году и еще быстрее в предыдущие годы.
В этому году динамика не такая однородная – весной был сильный спад в оффлайн ритейле из-за локдаунов по всему миру, из-за которого показатели в моменте немного просели, но затем быстро вернулись к росту за счет увеличения онлайн транзакций.
Обзор финансовых показателей, мнение о привлекательности акций и комментарии к статье доступны для подписчиков.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: