Summary
Акции: PM (NYSE, СПб)
Страна: головной офис – США, бизнес по всему миру кроме США
Сфера: табачные изделия (сигареты+ нагревательные системы)
Позиция на рынке: №1 на рынке сигарет и табачных продуктов с долей около 25% за пределами США
Рост бизнеса: стагнирует, -2% в 2020 году
Прибыльность: высоко маржинальный, прибыльный
Баланс: умеренная долговая нагрузка, Net Debt/EBITDA ~2
Дивиденды: высокие дивиденды – 5%, постепенно повышает выплаты в абсолютном выражении
Контроль: нет мажоритарного лица
Крупнейшие акционеры: пассивные фонды
Динамика акций:
Бизнес
Philip Morris International (PM на NYSE, СПб) – американская табачная компания, один из крупнейших производителей сигарет в мире. Компания начинает свою историю с 1847 года с открытия маленького семейного магазина по продаже табака и сигарет, с тех пор Philip Morris вырос до многомиллиардного бизнеса, который работает по всему миру. В 2008 произошло разделение на 2 компании: Altria Group, которая ведет свою деятельность в США, и Philip Morris International, которая ориентирована на весь остальной мир.
Основной бизнес PMI – это производство и продажа сигарет, компания владеет рядом известных брендов: Marlboro, L&M, Parliament, Philip Morris и Chesterfield. Рынок сигарет представляет собой олигополию с несколькими крупными игроками, при этом индустрия постоянно находится под сильным регуляторным давлением. По данным за 2019 год PMI занимает первое место среди крупных игроков на рынке сигарет, не считая китайскую CNTC, которая всю продукцию продает внутри Китая. На рынках присутствия PMI оценивает свою долю примерно в 27-28%. Также PMI имеет небольшой бизнес в Китае через совместное предприятие с китайской CNTC, но доля компании на китайском рынке не значительна.
На самый популярный бренд компании Marlboro приходится более трети продаж сигарет в количественном выражении, а также у компании есть большое количество других известных глобальных и локальных брендов. По состоянию на 2019 год PMI владела шестью из топ-15 брендов сигарет в мире.
Также PMI развивает новый сегмент бизнеса IQOS, который официально запустила с 2014 года. IQOS – это специальная система нагревания табака (HTU), которая выделяет на 95% меньше вредных веществ, чем обычная сигарета и меньше раздражает окружающих. IQOS считается менее вредной альтернативой сигаретам, которая быстро набирает популярность в обществе. PMI является пионером рынка нагревательных систем табака, поэтому во многих регионах является лидером, главным конкурентом является Glo от BAT (British American Tobacco). По данным самой PMI сегмент нагревательных систем уже занимает 6% от всех поставок табака в мире за исключением США, а количество пользователей IQOS насчитывает уже 19 млн человек, из которых 73% это бывшие курильщики, сменившие сигареты на менее вредный вариант.
IQOS – перспективное направление бизнеса, поставки которого быстро растут на всех рынках присутствия – в 2020 они увеличились на 28% до 76 млрд единиц, в то время как поставки сигарет уменьшились на 11% до 629 млрд. Наиболее высокая доля IQOS наблюдается в Японии, где она достигает уже 23% от продаж сигарет и нагревательных систем табака и продолжает расти. При этом на рынке страны IQOS является безоговорочным лидером с 80%+ долей (остальной рынок у Glo от BAT).
Финансовые показатели
У PMI очень прибыльный бизнес, однако в денежном выражении на протяжении последних лет стагнирует из-за сокращения поставок сигарет, также значимое влияние оказывает волатильность валют развивающихся стран относительно доллара, на которые приходится около 33% доходов компании.
За последние 5 лет совокупные поставки PMI в количественном выражении упали на 15% до 704 млрд единиц в 2020. При этом интересно, ЕС и Восточной европе выручка стабильно растет за счет увеличения цен и более быстрого перехода на IQOS, а доходы в остальных регионах в долларах за 5 лет не выросли или даже упали, хотя отчасти это обусловлено девальвацией национальных валют относительно доллара. Страны Европейского Союза вносят наиболее значимый вклад как в выручку, так и в операционную прибыль – доходы в регионе выросли на 31% за 5 лет. В ЕС у PMI наиболее высокая операционная маржа среди прочих регионов (в среднем 45%) против, поэтому рост в ЕС имеет высокое влияние на доходы компании.
Глобально сокращение поставок компенсируется повышением цен на продукцию – так, за последние 5 лет выручка в расчете на единицу продукции выросла на 25%. Также значимое влияние на доходы PMI вносит изменение микса выручки в пользу увеличения прибыльных поставок IQOS.
PMI активно развивает сегмент IQOS, который является главной точкой роста компании. Сейчас на него приходится 10% продаж в натуральном выражении и почти четверть выручки спустя всего 6 лет после запуска. При этом на новое направление выделены фактически все R&D ресурсы и три четверти маркетингового бюджета.
У PMI имеется чистый долг около $25 млрд, который компания поддерживает на одном уровне в течение нескольких последних лет, а Net Debt/EBITDA LTM составляет около 2 – не очень много для бизнеса, который стабильно генерирует свободный денежный поток. FCF обычно полностью уходит на выплату дивидендов – сейчас див доходность составляет около 5%. В абсолютном выражении PMI регулярно повышает выплаты.
Акционеры
Как и у большого количества крупных компаний, основными акционерами являются пассивные фонды, владеющие большей частью капитала. Среди крупных можно выделить известные BlackRock и Vanguard Group.
Плюсы и драйверы роста
Специфика продукта и рынка
Табачный рынок является олигополией, на котором работает всего несколько игроков в каждой стране. Из-за этого между компаниями нет сильной ценовой конкуренции и они могут регулярно повышать цену на свою продукцию, чем как минимум частично компенсируют спад продаж в натуральном выражении в последние годы. К тому же из-за того, что рынок зарегулирован, существует очень высокий барьер входа для новых игроков, да и навряд ли сегодня найдется много желающих построить сильный табачный бизнес.
Кроме того, сигареты сами по себе являются почти идеальным продуктом с точки зрения бизнеса, так как вызывают привыкание у пользователей. Большинство людей курит ежедневно, многие по много раз в день, и преодолеть такую привычку большинству людей крайне сложно из-за физиологического и психологического привыкания.
Растущий сегмент IQOS
PMI является пионером рынка нагревательных табачных систем, поэтому имеет преимущество на многих региональных рынках. Данные системы считаются менее вредными по сравнению с обычными сигаретами, а также способствуют отказу от курения сигарет. Продажи сегмента активно растут двузначными темпами.
Деятельность вне США
Компания не работает в США, где сейчас самое сильное регуляторное давление на табачные компании. Значительная часть сигаретного бизнеса располагается в развивающихся странах, где давление со стороны законодательства значительно меньше, чем в развитых. В некоторых развивающихся странах продажи сигарет могут даже расти, так как сейчас большая доля продаж приходится на серый рынок продукции низкого качества и с ростом доходов населения люди переключаются на легальную продукцию известных брендов.
Минусы и риски
Общественное мнение и регулирование
Из-за вреда здоровью табачный бизнес находится под очевидным регуляторным давлением, которое потенциально может выражаться в ограничении на продажу или повышении налогов, что негативно влияет на показатели компаний. В большинстве стран мира уже запрещена прямая реклама и открытая выкладка сигарет в магазинах, а большую часть упаковки занимают предупреждения о вреде курения для здоровья. В результате табачным компаниям все сложнее дифференцировать бренды и коммуницировать с потребителями.
Кроме того, в последние годы набирает популярность тренд на ESG инвестирование, из-за которого все больше инвесторов предпочитают не покупать вредные бизнесы, а фонды выводят деньги из таких компаний. В результате акции табачных компаний могут находиться под давлением, так как из бизнес очевидно противоречит ESG принципам.
Изменение трендов в обществе
В последние годы произошло значительное изменение восприятия сигарет в развитых странах. Если раньше курить сигареты считалось “модным”, то сейчас все больше людей стремиться придерживаться здорового образа жизни и избегать курения. Кроме того, в последнее время появилось достаточно много различных альтернатив классическим сигаретам, которые особенно популярны среди молодежи – электронные стики, вейпы и другие подобные продукты, самым известным из которых является Juul.
Высокая оценка относительно конкурентов
PM стоит в 1.5-2 раза дороже своих конкурентов по основным мультипликаторам P/E NTM и EV/EBITDA LTM, причем премия к аналогам увеличилась в последние годы. Правда стоит отметить, что относительно собственных исторических значений компания стоит недорого.
Кроме того, у PMI самая низкая дивидендная доходность среди крупных представителей сектора, что может быть значимым фактором для инвесторов, ориентированных на дивиденды. Такая ситуация наблюдалась не всегда – лет 5 назад у PMI была самая высокая дивидендная доходность в секторе.
Текущее мнение об акциях компании и дополнительные материалы про бизнес доступны для подписчиков
Важные новости
10.02.2021 Phillip Morris провел день инвестора, в рамках которого озвучил цели на 2021-2023 год. Подробнее.
Менеджмент прогнозирует органический рост выручки и EPS на 5%+ и 9%+ соответственно (очень неплохо для табачной индустрии) и долю IQOS и других табачных продуктов помимо сигарет около 40%.
Комментарии к посту доступны для подписчиков
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: