Facebook

Примерное время чтения: 6 мин

Summary

Акции: FB (NASDAQ, СПб)
Страна: головной офис – Америка, бизнес по всему миру
Сфера: социальные сети, онлайн реклама
Позиция на рынке: №1 среди социальных сетей, №2 на рынке онлайн рекламы в мире
Рост бизнеса: быстрый рост, 20-30% в 2020 году
Прибыльность: высоко маржинальный, очень прибыльный
Баланс: отрицательный чистый долг, много кэша
Дивиденды: не платит и пока не планирует
Контроль: Марк Цукерберг (основатель)
Крупнейшие акционеры: Марк Цукерберг, пассивные фонды
Динамика акций:

Бизнес

Facebook – американский технологический гигант, владеющий крупнейшим социальными сетями Facebook и Instagram, а также самым популярным мессенджером в мире Whatsapp. Компания работает по всему миру кроме Китая, где ее сервисы заблокированы.

Chart: Facebook Inc. Dominates the Social Media Landscape | Statista

Facebook был первым продуктом компании, который по-прежнему приносит ей большую часть доходов и является самой популярной социальной сетью в мире с почти 2.5 млрд пользователей. Всего в мире около 5 млрд пользователей интернета, это означает, что у каждого второго есть активный аккаунт в Facebook. Крупнейшая социальная сеть постепенно теряет популярность среди молодой аудитории в США и развитых странах, однако по-прежнему является ключевым каналом коммуникации для более старшего поколения пользователей.

Instagram был куплен Facebook в 2012 году всего за $1 млрд и является одной из самых успешных сделок в истории. Facebook не раскрывает показатели отдельных направлений бизнеса, но по различных оценкам Instagram принес около $20 млрд долларов выручки с очень высокой маржинальностью в 2020 году. Instagram ориентирован в первую очередь на фото и видео контент и имеет большую популярность среди более молодой аудитории.

Whatsapp – крупнейший в мире мессенджер с активной аудиторией 2 млрд пользователей. Whatsapp менее популярен в США и развитых странах с высоким проникновением iPhone, но во многих развивающихся странах вроде Индии или Бразилии является основным средством онлайн коммуникации для большинства людей. Facebook купил Whatsapp в 2014 году за $19 млрд долларов. Мессенджер пока почти не монетизируется, несмотря на свою огромную аудиторию.

Помимо основного рекламного бизнеса Facebook активно развивает другие направления:

  • Строит VR экосистему на базе купленного стартапа Oculus, которая включает в себя всю цепочку от шлемов виртуальной реальности до маркетплейса для VR игр
  • Развивает решения для электронной коммерции и платежные сервисы на базе своих платформ, в частности Facebook Marketplace, Instagram Shopping и Whatsapp Payments
  • Развивает ряд других проектов, таких как Facebook Gaming

Финансовые показатели

Бизнес Facebook очень быстро растет для своих масштабов – в 2020 году доходы компании выросли на 22%, несмотря на спад в середине года из-за коронавируса, до этого росли еще быстрее. У Facebook высокомаржинальный и очень прибыльный бизнес, который генерирует отличный денежный поток. У компании отрицательный чистый долг и более $50 млрд кэша и эквивалентов.


98% выручки Facebook получает за счет рекламы, в первую очередь в социальных сетях Facebook и Instagram. Несмотря на то, что более 90% активных пользователей находятся за пределами США, почти половина доходов компании приходится на Северную Америку. Доходы Facebook растут быстрыми темпами во всех регионах присутствия.


Facebook не платит дивиденды и не планирует это делать в ближайшее время. Денежный поток компании реинвестируется в бизнес и используется для ограниченных байбеков (количество акций почти не меняется в последние годы).

Акционеры

Фактический контроль над компанией принадлежит основателю Марку Цукербергу. Он владеет фактически всеми акциями класса B, на которые приходится только 13% акционерного капитала, но более половины всех голосов.


Помимо Цукерберга основные акционеры Facebook – различные институциональные инвесторы, крупнейшими из которых являются пассивные фонды Vanguard и Blockrock.

Мнение о компании

Плюсы и драйверы роста

Рост основного бизнеса

Основное преимущество Facebook – благодаря огромному количеству данных о своих пользователях он очень хорошо понимает их потребности и может показывать целевую таргетированную рекламу, которая обычно более эффективна, чем в других каналах. За счет этого Facebook планомерно увеличивает свою долю на рынке онлайн рекламы в последние годы. Кроме того, благодаря огромной аудитории социальных сетей компании любой новый продукт мгновенно получает огромный охват. Например, Facebook Marketplace уже имеет более миллиарда пользователей – больше, чем Amazon и eBay вместе взятые.

Кроме того, Facebook славится своим умением быстро улавливать новые тренды и создавать новые продукты, в том числе копируя конкурентов. Самый известный из множества подобных примеров – формат контента Stories, которые изначально появились в Snapchat. Facebook очень быстро их внедрил в собственные продукты, в первую очередь Instagram, что способствовало быстрому росту сервиса. Сейчас Stories являются общепринятым форматом почти в любом потребительском приложении, но у большинства компаний их внедрение заняло намного больше времени.

Новые направления для роста

Компания развивает сразу несколько новых направлений, которые имеют потенциал стать многомиллиардными бизнесами:

  • Facebook делает очень большую ставку на VR, над новым направлением работают тысячи сотрудников. VR устройства долгое время оставались нишевым продуктом, но технология постоянно улучшается и сейчас близка к массовому внедрению. Пока VR занимает всего 2% в выручке компании, но растет очень быстрыми темпами, более 100% в год.
  • Facebook сейчас почти не монетизирует Whatsapp, который имеет огромную аудитория в 2 млрд пользователей по всему миру. Компания потенциально может зарабатывать миллиарды долларов как за счет рекламы, так и другими способами, в частности, встроенными платежами через Whatsapp Payments.
  • Facebook имеет большой потенциал дополнительной монетизации с помощью E-commerce и Social commerce. В частности, компания активно развивает Instagram Shopping (по сути интернет магазин внутри Instagram, в котором можно совершать покупки, не покидая социальную сеть) и Facebook Marketplace (аналог eBay или Avito в России, где пользователи могут продавать любые товары и услуги, от старых вещей до автомобилей и квартир).

Адекватная оценка бизнеса

На сайте подробно разбирал Facebook, где проводил справедливую оценку бизнеса. Facebook стоит дешевле других технологических гигантов, хотя по темпам роста находится среди лидеров. Также Facebook стоит дешевле средней компании в индексе S&P 500, хотя растет намного быстрее и имеет намного более интересный бизнес, и дешевле других социальных сетей.


Минусы и риски

Регулирование и общественное мнение

На протяжении почти всей истории компании ее сопровождали различные скандалы, которые создали негативное восприятие в обществе Facebook. Компанию обвиняют в тотальной слежке за пользователями, нарушении приватности и утечках данных, негативном влиянии на психику, особенно в случае молодого поколения и даже вмешательстве в выборы в США и других странах. В связи с этим можно часто услышать призывы со стороны пользователей перестать пользоваться продуктами компании и инициативы со стороны политиков наложить на Facebook различные ограничения. Усугубляет ситуацию то, что СМИ по всему миру очень негативно относятся к Facebook и Google, которые способствуют падению их рекламных доходов, и постоянно критикуют компанию.

Кроме того, регуляторы в различных странах периодически пытаются обложить Facebook дополнительными налогами или наложить на нее значительные штрафы. До текущего момента все подобные инициативы имели ограниченное влияние на бизнес компании – как правило Facebook находил компромисс и даже в случае введения налогов и штрафов они не сильно влияли на показатели компании. Тем не менее, подобные регуляторные риски постоянно возникают и отнимают значительные ресурсы Facebook.

Конкуренция

Facebook сталкивается с конкуренцией с двух сторон. Во-первых, в последние несколько лет снижается доля времени, которую молодые пользователи проводят на платформах компании, в первую очередь в социальный сети Facebook. Наиболее значимым конкурентом сейчас является TikTok, который очень быстро вырос в последние пару лет. Также в США и некоторых других странах значимую конкуренцию Facebook составляет Snap.


Во-вторых, Facebook косвенно конкурирует с Apple, который также развивает собственное рекламное направление бизнеса. Преимущество Apple заключается в том, что компания контролирует пользовательский опыт на своих устройствах и в этом году вводит новую политику, которая требует получать прямое одобрение пользователей для использования их данных. Это может привести к тому, что Facebook будет знать меньше о пользователях iOS, его реклама станет менее точной и рекламные доходы сократятся.

Текущее мнение об акциях компании и дополнительные материалы про бизнес доступны для подписчиков

Важные новости

23.02.2021 – Facebook достиг компромисса с правительством Австралии в отношении нового регулирования. Подробнее.

Ранее правительство Австралии хотело принять закон, который лоббировали местные СМИ и в изначальной редакции мог иметь значительный негативный эффект для Facebook. В ответ компания заблокировала весь контент СМИ в Австралии на своих платформах, после чего договорилась с правительством страны пересмотреть закон.


Комментарии к посту доступны для подписчиков

+4

Просмотр и написание комментариев доступны после бесплатной регистрации на сайте.

Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить о ней.

Представленная информация носит исключительно информационный характер и не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Long Term Investments не осуществляет деятельность по инвестиционному консультированию и не является инвестиционным советником. Отказ от ответственности.

Авторизация
*
*





Регистрация
*
*
*
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: