Когда делал обзор на Lucid Motors, решил также посмотреть на другие компании по производству электрокаров, которые планируют выйти на биржу через SPAC или уже вышли.
В четвертом квартале 2020 на биржу через SPAC вышло сразу три компании и еще одна планирует стать публичной во втором квартале 2021. Ниже коротко рассмотрю, есть ли среди них потенциально интересные объекты для инвестиций.
Fisker Inc (FSR)
Fisker Inc (FSR на NYSE) – американская компания, основанная в 2016 Хенриком Фискером, который в прошлом разрабатывал дизайн люксовых автомобилей – BMW и Astin Martin. До Fisker Inc у Хенрика уже была компания, основанная в 2007 году, Fisker Automotive, которая производила лишь одну модель Fisker Karma – это гибридный люкс автомобиль. Всего Fisker Automotive успела продать 2000 экземпляров в 2011, после чего поставки прекратились из-за банкротства поставщика батарей.
Сейчас фокус компании находится на модели Fisker Ocean, который по заявлениям менеджмента лучше и дешевле своих аналогов. Также Fisker заявляет о 5.5 тыс предзаказов с депозитом.
Сейчас Fisker еще не произвела и не продала ни единого автомобиля, также она не имеет собственных производственных мощностей. Только в конце прошлого года компания вступила в соглашение с Magna International, по которому Magna будет производить автомобили SUV Ocean в австрийском городе Грац. Помимо этого Magna собирает автомобили крупных брендов, таких как BMW, Daimler, Jaguar Land Rover и Toyota. По прогнозам первое производство Ocean намечено на конец 2022 года.
Как обычно происходит в таких случаях, Fisker имеет сказочные прогнозы по выручке – $13 млрд в 2025 году. С учетом того, что за первые 15 лет своей работы компания не смогла наладить производство автомобилей, вероятность достижения таких результатов через 3 года после старта продаж фактически нулевая.
Сейчас Fisker стоит очень дорого для компании, чьи продажи начнутся только через 2 года – 6 млрд долларов.
SPAC PSAC/Faraday Future
Property Solutions Acquisition Corp (PSAC на NASDAQ) – SPAC на этапе найденной цели совсем недавно анонсировал о слиянии с Faraday Future. Сделку оценили в $3.3 млрд.
Ранее Faraday Future уже пыталась построить собственный завод по производству автомобилей в 2016 на севере Лас Вегаса, однако уже через год строительство прекратилось из-за нехватки финансовых средств. Компания решила учиться на собственных ошибках и ушла от решения строить что-либо с нуля – сейчас компания восстанавливает фабрику в Хэнфорде в Калифорнии под будущую площадку для сборки автомобилей, для завершения ей необходимо около $90 млн и 9 месяцев после получения капитала, что кажется крайне оптимистичным сценарием. Также компания ведет переговоры о возможном аутсорсинге производства в Китай или Корею.
У компании в разработке несколько моделей, фокус Faraday делает на модели FF91, которая должна поступить в массовое производство в конце 2022 года.
По заявлению компании FF91 будет обладать неплохими характеристиками в сравнении с другими электрокарами, хотя во многом немного уступать даже текущей версии Tesla Model S. И естественно в реальности показатели скорее всего будут хуже.
Прогнозы по выручке здесь еще более космические, чем у Fisker – $21 млрд в 2025 году. Это почти равно текущей выручке Tesla спустя почти 20 лет после основания компании – вероятность подобного роста фактически нулевая. И Faraday Future еще закладывает пару миллиардов долларов выручки от доставки последней мили, что тоже выглядит как несбыточные мечты.
Сейчас акции PSAC торгуется в 1.5 раза дороже $10 в траст аккаунте, с такой ценой Faraday Future оценивается в $5.1 млрд – очень дорого для компании, которая начнет продавать автомобили только через 2 года. Скринеры показывают только $440 млн, но это капитализация текущего SPAC, а не всей компании, в которой его акционеры получат всего около 7%.
Lordstown Motors (RIDE)
Lordstown Motors Corp (RIDE на NASDAQ) – компания, основанная в 2018 году бывшим основателем и CEO Workhorse Стивом Бернсом. Стала публичной в конце 2020 через SPAC с DiamondPeak Holdings.
Lordstown планирует выпускать электропикапы, которые по предварительным прогнозам будут дешевле на треть, чем обычные пикапы на ДВС.
В отличие от двух предыдущих компаний, у Lordstown есть фабрика в Огайо, которую компания купила у GM в конце 2019 года. Интересно, что для покупки фабрики сама же GM дала займ в размере $40 млн. Также GM выступила в роли инвестора, вложив в PIPE порядка $90 млн.
Однако на различные улучшения было необходимо еще $120 млн, которые компания получила, став публичной. Сейчас фабрика дорабатывается и готовится к полномасштабному производству.
Lordstown уже нашла большинство поставщиков необходимых комплектующих для создания своих электропикапов.
В первые два квартала 2021 Lordstown планирует выпустить бета партию в размере 30 автомобилей, полномасштабное производство компания ожидает начать с сентября 2021, что тоже кажется довольно оптимистичным прогнозом. Также по заявлениям компании у нее уже есть 100 тыс предзаказов.
Менеджмент естественно очень оптимистичен насчет будущих продаж и закладывает быстрый рост до выручки в миллиарды долларов, но цифры немного скромнее, чем у Fisker и Faraday Future. Кроме того, продажи по плану начнутся уже в этом году.
Сейчас Lordstown стоит $3.25 млрд – немного ниже двух предыдущих компаний, но по-прежнему очень дорого для компании без выручки.
Canoo Inc (GOEV)
Canoo Inc (GOEV на NASDAQ) – еще одна компания по производству электрокаров, основанная в 2017 году Стефаном Краузе, который работал CFO в Deutsche Bank, и Ульрихом Кранцем – топ-менеджером в BMW. Они оба ранее работали в Faraday Future, но ушли из-за конфликта с руководством. Интересно, что в июле 2020 Стефан Краузе покинул компанию и сейчас является президентом Fisker. Ему осталось еще в Lordstown и Lucid заглянуть, чтобы обойти весь рынок 🙂 Почти все сотрудники ранее работали в автопромышленности, в частности, многие пришли из Tesla.
Canoo стала публичной через SPAC Hennessy Capital Acquisition Corp, сделка завершилась в конце декабря 2020.
Фокус Canoo сосредоточен на создании электро минивэнов B2C, начиная с второй половины 2022, и B2B, которые могут использоваться для доставки товаров – модели в данной категории Canoo планирует вводить немного позже. Также у компании уже есть небольшая выручка от предлагаемых услуг по разработке и проектированию различных комплектующих.
Canoo планирует создать для B2B целей просторные минивэны, которые будут превосходить по ключевым метрикам аналоги на текущем рынке – смогут перевозить больше товаров, будучи при этом компактнее существующих моделей.
Компании потребовалось около полутора лет (что мало по меркам индустрии) c суммарными вложениями в $250 млн, чтобы произвести бета серию автомобилей – сейчас у компании 32 бета прототипа, также она провела более 50 краш тестов.
Сanoo использует собственную технологию skateboard platform, которая заключается в том, что все автомобили будут разработаны на одной и той же платформе (возможно немного измененной в будущем) – такое решение позволит сократить время и траты на разработку новых моделей в будущем и часто используется на автомобильном рынке. Canoo заключила контракт с Hyundai, который и будет производить модели Canoo, получая за это комиссию с каждого произведенного автомобиля. К тому же Hyundai будет использовать технологию skateboard platform для разработки и производства собственных электромобилей Kia и Hyundai.
Еще одним интересным моментом является бизнес модель компании. Canoo планирует использовать модель подписки Transport-as-Service. По заявлениям компании при традиционной модели лизинга автомобилей клиент переплачивает около 40% от изначальной стоимости лизинга за счет различных обременительных издержек в виде дополнительных транзакций, которые связаны с обслуживанием автомобиля, зарядкой, ремонтом и т.д.
По подсчетам компании такая модель будет в 4 раза выгоднее, чем обычная разовая продажа.
Подписка будет осуществляться в несколько простых шагов без посредников через приложение Canoo. Длительность не менее месяца, после чего минивэн можно оставить на ближайшей локации.
К 2025 году Canoo планирует произвести 160 тыс единиц электроавтомобилей, которые будут доступны по подписке. У Canoo из-за модели подписки, кажется, один из самых консервативных прогнозов среди выше рассмотренных компаний – по ожиданиям менеджмента в 2024 году выручка Canoo составит $1.4 млрд. Для сравнения Faraday Future и Fisker за тот же год ожидают по $10.5 млрд.
Сейчас Canoo торгуется по 13.5 долларов за акцию с капитализацией $3.3 млрд – дорого, как и все предыдущие аналоги.
Итог
У рассмотренных выше производителей электромобилей не такая космическая оценка, как у Lucid, но все равно все перечисленные компании уже стоят 3-5 млрд долларов, хотя еще не произвели ни одного автомобиля для коммерческого использования. Покупка их акций с такой огромной оценкой точно не выглядит интересной.
Мне вообще не понятен бизнес Faraday Future и Fisker, по сути они будут в лоб конкурировать с Tesla и всеми мировыми автогигантами и на мой взгляд их шансы на успех стремятся к нулю, а вероятность достичь озвученных многомиллиардных продаж или даже хоть сколько-нибудь к ним приблизиться неосуществимы.
Lordstown может быть интересен тем, что компания уже в этом году планирует начать продажи авто, причем в сегменте рынка пикапов, в котором сейчас нет других моделей электромобилей. Я бы дождался начала реальных продаж, чтобы понять, насколько компания способна развивать бизнес на деле, а не на бумаге, и после этого делал выводы о ее привлекательности.
Canoo – самая нестандартная из перечисленных компаний, как с точки зрения дизайна автомобилей, которые сильно отличаются от любых существующих авто, так и с точки зрения бизнес-модели. Покупать акции до начала коммерческой деятельности в 2022 году я бы тоже не стал, но последить за компанией будет интересно.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: